К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Малый бизнес и смена ценностей

Малый бизнес и смена ценностей
Как превратить несамостоятельного и подавленного посттоталитарного человека в активного и самодостаточного

Автор — главный редактор «Harvard Business Review — Россия» и книжного издательства United Press/«Альпина Бизнес Букс»

В предыдущей колонке я писала о ценностях соотечественников, о том, что они архаичны (здесь я не оригинальна), а потому удерживают страну в круге отсталости, несмотря на все попытки отдельных нацлидеров что-либо изменить. До тех пор, пока не переменится мировоззрение людей, не приживутся никакие перемены, что ни делай. Вопрос в том, можно ли изменить их более или менее быстро. И вообще как превратить пассивного, несамостоятельного, инфантильного, подавленного посттоталитарного человека в другого — активного, инициативного, ответственного и самодостаточного. Я могу ошибаться, но, мне кажется, самый действенный инструмент здесь — изменение условий существования. Если попытаться посмотреть на задачу изменения ценностей как на управленческий кейс и выбрать самый эффективный инструмент, то, на мой взгляд, этот инструмент — малое предпринимательство, но при определенной защищенности: если риски слишком велики, то большинство людей с нынешними ценностями туда не пойдет. Поэтому этот кейс мне кажется очень наглядным.

Когда я думаю об этом, мне неизбежно на ум приходят водители одной московской таксомоторной компании — собранные, ответственные, вежливые, аккуратные. По большому счету они ничем не отличаются от европейских, зато мало похожи на среднестатического россиянина с тем же уровнем образования и достатка. Уже на протяжении нескольких лет я пользуюсь услугами этой компании, нередко заказываю машину в аэропорт, так что волей-неволей регулярно «интервьюирую» таксистов. У меня была возможность составить их «психологический портрет» и сравнить его, скажем, с владельцем раздолбанных «жигулей», которого случается остановить на дороге, — зачастую человека с люмпенским сознанием, озлобленным на все и вся главным образом из-за того, что о нем не позаботилось государство.

 

Водители этой таксомоторной компании, по сути, индивидуальные предприниматели, арендующие у компании машины по фиксированной ставке. Их доходы зависят от них самих: в неудачный день водитель может оказаться в минусе, в хороший — заработать очень прилично. Таксисты сами решают, искать им клиентов самостоятельно или выполнять телефонные заказы и, значит, платить комиссионные диспетчеру, а также за аренду компьютера, на который выставляются заказы.

Для маневра у них не так уж много возможностей: нужно либо обзаводиться своей клиентурой (и водители нередко оставляют свой номер, предлагая звонить им напрямую), либо быстро соображать и хорошо рассчитывать время, чтобы максимально эффективно использовать заказы — не простаивать, но и успевать на все взятые вызовы. Разумеется, их свобода весьма ограниченна, а уровень защищенности достаточно высок (за ремонт и бензин платит компания), и тем не менее, судя по результату, даже такая самостоятельность сильно меняет отношение людей к жизни. Мне могут возразить: случай с таксистами не доказывает, что дело в условиях, вполне возможно компания изначально отбирала тех, кто склонен к самостоятельности и ответственности.

 

Может и так, но с другой стороны, отбор — не менее действенный инструмент воздействия. Людям свойственно оглядываться друг на друга, подражать друг другу, в социологии даже есть специальный термин для этого — мимесис. Если они видят, что инициативность, собранность, самостоятельность и ответственность вознаграждаются, они меняют свое поведение. Если «правильные» ценности востребованы обществом, они неизбежно будут распространяться.

Сейчас люди зачастую — просто винтики, исполнители, от которых ничего не зависит в силу разных причин — специфики отношений в российских компаниях (я — начальник, ты — дурак). Сколько ни работай эффективно, если менеджмент наделает ошибок, проект прогорит и ты опять виноват сам. Уходить особо некуда: рынок очень узок, везде кумовство и произвол владельцев. Много говорят о том, что власти преследуют бизнес, но что творит бизнес по отношению к людям также общеизвестно — начиная с серых зарплат, штрафов и заканчивая тренингами, во время которых над людьми зачастую просто издеваются.

Чтобы быстро изменить отношение россиян к работе и жизни, нужно поставить их в условия, когда почти все зависит от них. Изменить все сразу невозможно, необходимо выбрать инструмент, который даст существенный результат (скажем, прирост людей с «правильными» ценностями на 20-30%, что очень значимо). На мой взгляд, если много людей пройдет через собственный бизнес, это даст заметный эффект по части изменения ценностей.

 

Сейчас в России примерно треть экономики приходится на мелкий и средний бизнес, тогда как в приличных странах — 2/3. Широкое распространение малого бизнеса наверняка быстро и сильно повлияло бы на менталитет населения. Правда, чтобы народ пошел в малый бизнес, риски должны быть умеренными: одно дело в случае неудачи или ошибки потерять деньги и имущество, и совсем другое — крышу над головой и свободу. А если подкрепить активное распространение малого бизнеса независимым и справедливым судом, в котором можно отстоять свои права и защитить собственность, то изменения не заставят себя долго ждать.

Автор — главный редактор «Harvard Business Review — Россия» и книжного издательства United Press/«Альпина Бизнес Букс»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+