Большие дела: как работают самые крупные сети франшиз в России

Если у компании много франчайзинговых точек, это не всегда значит, что она хороший франчайзер. Росту количества франчайзи может способствовать, например, недорогой входной билет или низкие требования к партнерам. Тем не менее, если компанию стабильно выбирают многие предприниматели, к ней стоит присмотреться. Forbes отобрал 10 крупнейших франчайзинговых сетей из рейтинга франшиз — 2018. Самые дорогие из них — Додо пицца и Subway. Чтобы стать их партнером, понадобятся около 9 млн рублей и 5 млн рублей соответственно. При этом Subway, одна из старейших франчайзинговых российских сетей, на третьем месте по количеству партнеров-франчайзи. За ними следуют не такие дорогие: лаборатория Инвитро, турагентство Слетать.ру и автомойка Fast&Shine. Лидер списка — кафе-мороженое «33 пингвина». У компании в России 1 481 франчайзинговых точек, а сумма инвестиций в среднем составляет 1 млн рублей.
«33 пингвина»
Кафе-мороженое
Количество точек по франшизе: 1 481
Инвестиции: 1 млн рублей
Самая большая франчайзинговая сеть рейтинга. Первое кафе-мороженое «33 пингвина» открылось в 2004 году в Томске. Сначала это было премиальное мороженое, которое торговые сети брали неохотно: слишком дорого. Тогда компания решила открыть собственное кафе, а спустя два года запустила франшизу. Сейчас кафе под брендом «33 пингвина» есть в России, Казахстане, Кыргызстане и Беларуси. А франшиза подразумевает шесть форматов: от поставок мороженого в магазины до полноценного кафе.
СДЭК
Логистические услуги
Количество точек по франшизе: 1 109
Инвестиции: 0,7 млн рублей
Оператор экспресс-доставки СДЭК из Новосибирска начинал в 2000 году с доставки товаров из интернет-магазина Korzina.ru по городам Дальнего Востока и Сибири. Сейчас СДЭК — один из крупнейших федеральных игроков: компания отправляет посылки более чем в 12 000 городов. Только в 2017 году компания открыла 450 точек по франшизе, а количество отправлений увеличилось вдвое.
Subway
Кафе
Количество точек по франшизе: 598
Инвестиции: 5 млн рублей
Американская ресторанная сеть быстрого обслуживания Subway не только одна из самых крупных франчайзинговых сетей, но и одна из старейших в России. Первый ресторан появился в 1994 году в Санкт-Петербурге, но масштабный захват рынка компания начала только 10 лет спустя. Сейчас больше всего ресторанов сети находятся в Центральном и Сибирском Федеральных округах: более 190 и 70 кафе соответственно. Кстати, паушальных взнос для всех форматов сети одинаков, но зависит от курса доллара: $7 500.
Инвитро
Медицинские лаборатории
Количество точек по франшизе: 539
Инвестиции: 2,9 млн рублей
«Инвитро» основал в 1995 году врач-реаниматолог Александр Островский. Компания начинала с клинической лаборатории, в 2002 году открыла собственный офис по приему биоматериалов, а в 2005 году — запустила франшизу. Сейчас офисы под брендом «Инвитро» помимо России работают в 4 странах: Украина, Казахстан, Беларусь и Армения. Кроме медицинских анализов «Инвитро» проводит анализ почвы, воды, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей и др.
Слетать.ру
Туристические агентства
Количество точек по франшизе: 519
Инвестиции: 0,3 млн рублей
Компания появилась в 2010 году и начинала с того, что разрабатывала IT-инструменты для турагентств и поисковиков туров. Франчайзинговую сеть компания запустила 4 года спустя, а через год открыла собственный Центр бронирования для турагентств, который по сути занимается бронированием туров «под ключ». Чтобы открыть точку Слетать.ру, потребуется примерно 300 000 рублей. Но стать франчайзи компании можно и за меньшие деньги. Например, за 140 000 рублей можно открыть «островок» в торговом центре.
Fast&Shine
Автомойки
Количество точек по франшизе: 464
Инвестиции: 0,2 млн рублей
У Fast&Shine необычные автомойки: они не используют воду, только специальные химические средства. Компанию в 2010 году основали два выпускника физфака, адаптировав американскую бизнес-модель к России. Франшизу партнеры запустили спустя год. «На самом деле это было одно название — франшиза! — признается один из основателей Олег Герасимов. — Мы на ней ничего не зарабатывали. Просто партнер получал расходные материалы на сумму и наши инструкции». Стартовые вложения, по сути, до сих пор сводятся к закупке специальной химии.
Чемпионика
Спортивные детские школы
Количество точек по франшизе: 455
Инвестиции: 0,5 млн рублей
Детские футбольные школы «Чемпионика» — адаптированная под российские реалии американская бизнес-модель школ Soccer Shots. Ее после учебы в Гарварде нашел один из основателей «Чемпионики». Первый российский аналог открылся в 2013 году, франшизу компания запустила, чтобы масштабировать бизнес. По условиям договора, партнер покупает франшизу, рассчитанную на территорию с населением 200 000 человек, и может открывать неограниченное число точек.
Юниор
Спортивные детские школы
Количество точек по франшизе: 345
Инвестиции: 0,5 млн рублей
Юниор — футбольная школа для детей от 3 до 6 лет. Инвестиции в ее открытие минимальны: нужно арендовать школьный спортзал (обычно они пустуют). В зале одновременно могут заниматься 30 — 40 детей. Средняя цена абонемента 4 000 рублей. Чтобы выйти на окупаемость через полгода, франчайзи нужно набрать группу всего из 12 человек.
Лабораторная служба «Хеликс»
Медицинские лаборатории
Количество точек по франшизе: 293
Инвестиции: 2,5 млн рублей
Идея проекта принадлежит выпускнику биофака СПбГУ Юрию Андрейчуку. С 1998 года он занимался разработкой новых видов вакцин, а позже открыл небольшую лабораторию «Хеликс». Первая франшиза была продана в Петербурге в 2007 году. Сегодня «лабораторная служба Хеликс» — это более 250 центров по всей России. У «Хеликса» много успешных точек в регионах, где затраты низкие, а выручка с точки достигает 2,9 млн рублей в месяц — отсюда и хорошая рентабельность.
Додо Пицца
Пиццерии
Количество точек по франшизе: 278
Инвестиции: 9 млн рублей
Первая пиццерия сети открылась в 2011 году в Сыктывкаре. Ее основатель Федор Овчинников, археолог по образованию, был совладельцем сети книжных магазинов. Продав свою долю после кризиса в 2008 году и набравшись опыта в других пиццериях, запустил «Додо». Сейчас партнеры Овчинникова работают в 10 странах, включая Великобританию, Китай и США.