К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Своя сборка. Как в сетевых магазинах электроники появились детские планшеты российского производства

Фото Евгения Дудина для Forbes
Фото Евгения Дудина для Forbes
Основатели PlayPad перенесли производство детского планшета из Китая в Подмосковье, сократив затраты в два раза. Теперь предприниматели планируют начать самостоятельно производить обычные смартфоны и другие гаджеты

«Стенд с надписью Children’s pad привлек мое внимание на выставке электроники в Гонконге в 2014 году. Задумка меня заинтересовала, но планшет был сделан плохо, его было страшно давать детям. Я решил, что смогу сделать намного лучше», — вспоминает основатель компании PlayPad Денис Булавин о том, как подсмотрел идею для бизнеса. Сегодня производственная площадка PlayPad в Подмосковье в месяц выпускает и продает 3000 детских планшетов. Выручка за февраль 2017 года достигла 15 млн рублей.

Выучившись на экономиста в строительной сфере, новосибирец Денис Булавин не стал работать по найму. В 2010 году запустил собственный бизнес — сеть терминалов по приему платежей. «Наша компания была региональным провайдером Qiwi, они тогда запускали сеть таких же терминалов в Китае и предложили мне сотрудничество», — рассказывает Булавин. Продав бизнес в Новосибирске, в 2011 году он уехал в Китай. Там удалось договориться с крупной сетью супермаркетов в провинции Гуандун об установке партии терминалов по приему платежей. В последний момент провайдер изменил условия сотрудничества и предложил только продавать скретч-карты. «Нам, по сути, предложили конкурировать с бабушками у супермаркетов, которые продают эти карты в Китае», — говорит предприниматель. Булавин эту модель все-таки протестировал, но в итоге решил отказаться и занялся дистрибуцией в России сделанной в Китае техники Apple.

На одной из выставок, договариваясь с поставщиками, он увидел китайский детский планшет. «Идея тогда витала в воздухе, технологии производства планшетов уже были доступными. Но качественного продукта на рынке не было», — поясняет Булавин. В тот же день он позвонил знакомым программистам, жившим в Китае, и предложил сделать пробную партию детских планшетов с собственным программным обеспечением. Планшет Булавин назвал PlayPad. Первый заказ на сборку устройств разместили в Шэньчжэне. Команда русских программистов написала программное обеспечение с функцией управления планшетом через ноутбук родителя и несколько приложений. Партия обошлась предпринимателю в $40 000. «Я быстро реализовал пробную партию через купонные сайты, стало понятно, что этот продукт имеет спрос на отечественном рынке», — говорит Булавин. Тогда он заказал лэндинговую страницу для продажи планшетов и создал аналог App Store для собственных приложений PlayPad. Зарабатывать решил только на продаже устройств, доступ в магазин приложений покупатели получали бесплатно.

 

Производство детских планшетов — узкая ниша, объем этого рынка в России не очень большой, около 300 000 устройств в год, по оценке байеров сетей. Сегодня помимо PlayPad в российских торговых сетях можно найти около десятка моделей специализированных планшетов. Когда PlayPad выходил на российский рынок, по словам Булавина, в продаже было всего два таких, поэтому ниша была свободной.

Фото Евгения Дудина для Forbes

Заказы на следующие партии предприниматель стал размещать на той же фабрике в Шэньчжэне, но для контроля нанял русского технолога. Доверять китайским сборщикам Булавин не решался — они могли запросто подменить запчасти другими, переклеив стикеры. «Через полгода я приехал на выставку «Мир детства» в Россию и получил хорошие отзывы. Там же нашел и первого российского дистрибьютора — интернет-магазин IQ Toy», — вспоминает Булавин.

 

Сначала он продавал планшеты мелким оптом и в розницу на собственном сайте, но вскоре задумался о крупных сетях электроники — только так можно было заявить рынку о себе. «Целый год я ходил вокруг «М.Видео», в итоге они согласились взять пробную партию. После этого стало очень просто договариваться со всеми остальными», — говорит Булавин. По словам Андрея Губанова, директора направления «цифровая техника» в «М.Видео», переговоры c компанией PlayPad начались почти два года назад, а первые планшеты этой марки появились на полках ретейлера в 2016 году. «PlayPad пользуется спросом за счет собственного контента и хорошего соотношения цены и качества», — говорит Губанов. Булавин рассказывает, что его сотрудники ежемесячно обзванивают розничных покупателей с просьбой поделиться впечатлениями от продукта.

В 2015 году у Булавина появился партнер, который занялся производственными вопросами. Роман Бурмистров к тому времени уже 15 лет жил в Китае, занимаясь логистикой. Булавин сотрудничал с ним, когда торговал техникой Apple. «Роман заинтересовался моей идеей, мы поняли, что он хорошо умеет налаживать производство, а я — продавать. Мы решили объединить усилия», — рассказывает Булавин.

Ненадежность китайских партнеров и невыгодные валютные курсы заставили Булавина и Бурмистрова после почти двух лет работы в Китае задуматься о переносе производства в Россию. Сначала они хотели в переходный период производить устройства параллельно в двух странах. Площадку в Подмосковье искали, ориентируясь на близость к Москве, удобство логистики и масштабируемость. В итоге в ноябре 2016 года нашли бывший завод в деревне Соболиха под Балашихой, где подготовили цех площадью 400 кв. м. На оборудование производства потратили около 10 млн рублей. Но плавного перехода не получилось. «Декабрь у нас полностью выпал, мы практически не работали и, конечно, потеряли клиентов перед Новым годом», — сокрушается Денис Булавин.

 

К началу 2017 года предприниматель договорился о поставках еще с несколькими сетями электроники, в том числе с «Евросетью» и DNS. Сейчас PlayPad представлен в 1000 офлайн-точек в России, Казахстане и Белоруссии. Основатели рассчитывают, что до конца года число торговых точек достигнет 4500. «Для нас этот планшет — удачный продукт, с которым легко заходить в сети. Мы планируем начать производить в России обычную, не детскую электронику», — делится планами Булавин.

Сейчас на заводе PlayPad в Подмосковье не только собирают планшеты из китайских комплектующих от 17 поставщиков, но и выпускают для них корпусы и упаковку. Булавин и Бурмистров мечтают самостоятельно производить часть комплектующих. «Если экономика производства осталась на том же уровне, а основные клиенты — российские, то перенос производства в Подмосковье — хороший шаг. Это сильно упрощает логистику и снимает таможенные вопросы», — оценивает стратегию PlayPad инвестиционный менеджер венчурного фонда LETA Capital Сергей Топорков. По его словам, фонд рассматривал проект Булавина около года назад, но не инвестировал.

С последней выставки игрушек в немецком Нюрнберге Булавин вернулся с внушительной стопкой визиток. «Наш планшет оценили, и иностранные дистрибьюторы предлагали сотрудничество», — вспоминает он. Подсчитав затраты на выход за рубеж, основатели PlayPad отказались пока от этой затеи. Для работы в Европе пришлось бы не только открывать там представительство и выстраивать логистику, но и проводить локализацию и сертификацию для каждого рынка. «Выход на один рынок обошелся бы нам в €15 000–20 000, а дистрибьюторы были готовы взять 100 штук на пробу — оно того не стоило», — поясняет Роман Бурмистров.

Сейчас ведутся переговоры с производителями российских процессоров — их планируют закупать для производства обычных планшетов и телефонов. «Мы те самые импортозаместители, о которых так много говорят, но которых не так просто увидеть в реальной жизни. Нам хочется производить качественный российский продукт, конкурентоспособный и на мировом рынке»,  — говорит Булавин.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+