К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Илон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города. Часть 2


Forbes публикует вторую часть одной из глав книги «Дельфины капитализма», выпущенной в августе 2017 года издательством «Манн, Иванов и Фербер» и Лабораторией «Однажды»

Как потерять 5 миллионов

После того как Пятовский объявил, что будет строить «Динозаврию», он получил на голову еще одно ведро обвинений в том, что у него не все дома, — на этот раз от друзей и близких, но все-таки отправил бригаду строителей переделывать часть его «Икеи» под развлекательный центр. Параллельно начал подогревать интерес: завел группу ВКонтакте, в которую вскоре набежало 2 тысячи человек, начал развешивать по городу плакаты в духе «Динозавра не видели?» — в общем, изгалялся как мог. Горожане забеспокоились: все уже были в курсе, что Пятовский порожняк не гонит, что он любит задрать планку выше некуда, но все-таки динозаврами он удивил даже тех, кто уже перестал удивляться.

Первую часть главы книги читайте здесь.

 

В блестящей пиар-кампании был только один недостаток: все уже ждали каких-то загадочных динозавров Пятовского, но у самого Пятовского еще никаких динозавров не было. У него были только 5 миллионов, которые он стремительно тратил на перерождение своей вельской «Икеи». Проще говоря, он выпрыгнул из самолета, но парашют не раскрылся. Срочно нужно было искать запасной.

Твердая земля внизу неумолимо приближалась, а Сергей так ничего и не придумал. Он был готов взять кредит, но этого делать категорически не хотелось. Он отчаянно гуглил варианты, искал инвесторов и в итоге наткнулся на фонд «Наше будущее», который предлагал беспроцентные займы до 5 миллионов рублей социальным предпринимателям. Пятовский подходил по всем параметрам, кроме одного — он не вполне понимал, социальный он предприниматель или все-таки не очень и где проходит черта между этими понятиями. Но времени на рефлексию не оставалось, и он решил подать заявку.

 

Из блога Пятовского:

Seregapark: Кстати, Сергей, хотел у вас спросить... «Динозаврия» что для вас? Бизнес или не знаю как выразиться... детище ваше, что ли, которое вы будете тащить независимо от результата?

Сергей1972: «Динозаврия» для меня БИЗНЕС! Это такой же бизнес, как и все другие, и если он не будет приносить прибыль, то и тащить его смысла нет, нужно будет закрывать. Но для меня «Динозаврия» — какой-то особенный проект, очень сильно вдохновляет, очень многое приходится делать первый раз. Вот здесь, например, пишу благодаря «Динозаврии», раньше опыта такого не было. Бизнес-планы в Москву на конкурс отправляю тоже первый раз. Не знаю, как это объяснить, но неведомая сила ведет меня вперед и вперед. Если у меня получится, это откроет дорогу туда и другим предпринимателям нашей необъятной страны, которые хотят сделать что-то особенное.

 

Пятовский подал заявку и стал ждать.  Параллельно он достраивал здание, закупал аттракционы и вел рекламную кампанию. Мощный пиар рикошетом дал незапланированный эффект, которому предприниматели обычно не рады: к Сергею стали часто захаживать люди, которым нужна была финансовая помощь. Хоккеисты, футболисты, знакомые просили поддержать их соревнования, проекты, а иногда и просто решить их проблемы. Пятовский не мог отказать, но и дать ничего особенно не получалось — все видели рекламные щиты, но никто не видел, с какой скоростью испаряются его 5 миллионов.

Пятовский сидел и думал, как со всем этим быть. И тут ему позвонили из Архангельска: благотворительный центр «От чистого сердца» предложил ему организовать региональное представительство. Надо было в городе Вельске организовать сбор ненужных вещей у людей обеспеченных и раздавать их тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Это было не очень затратное, но важное дело, Сергей подумал, что помогать погорельцам все-таки важнее, чем хоккеистам. И согласился.

Заведомый пассив вдруг неожиданно стал активом. На открытие представительства внезапно заехал губернатор Игорь Орлов с членами регионального правительства. После церемонии Пятовский не преминул показать чиновнику свою еще недостроенную «Динозаврию». Орлов пробовал отнекиваться, но вежливость подвела. Экскурсия вылилась в импровизированное совещание на тему малого бизнеса, которое продлилось целый час. Пятовский умеет заражать людей своей безбашенностью, и после встречи губернатор пообещал, что приедет на открытие «Динозаврии». Если, конечно, оно все-таки состоится.

Из блога Пятовского:

Сергей1972: ОБАЛДЕТЬ! Только что позвонили из фонда «Наше будущее» и сказали, что проект «Динозаврия» был поддержан, и в эту пятницу из Москвы в Вельск приедет комиссия! ОБАЛДЕТЬ!!! Окончательное решение будет приниматься 5 июня.

 

Шоу больших яиц

Радости Сергея Пятовского не было предела — он все-таки получил заем и уже приготовился устанавливать огромных динозавров. Но произошла загвоздка: финансисты — люди неторопливые, между решением о займе и самим займом у них предусмотрена большая пауза, а он уже публично объявил дату открытия своего «диснейленда». Все было готово — и лабиринт, и кафе, и караоке. Не было только проклятых танцующих чудовищ. А какая «Динозаврия» без динозавров?

Пятовский долго ломал голову и наконец придумал. Если самих ящеров пока нет, то значит что? Значит, они просто еще не вылупились! Ну, не обязано бедное доисторическое животное появляться на свет божий по расписанию. Против природы не попрешь. Детям объяснить это можно, дети поймут.

Сергей соорудил огромные яйца динозавров и поставил их на почетное место. На открытии развлекательного центра был невероятный фурор: приехал губернатор, вместе с ним все областные СМИ, зал был полон детей. Пятовский вышел на сцену и объявил, что совсем скоро вот прямо из этих яиц вылупятся симпатичные чудовища — нужно просто немного подождать. Дети не подвели: таинственные яйца им понравились даже больше, чем явление динозавров. А взрослые решили, что у Пятовского отличное чувство юмора. Они его поздравляли, говорили, как все круто получилось, и обещали обязательно прийти с детьми, когда яйца все-таки треснут. Запасной парашют раскрылся, скептики и хейтеры с сайта Vtorio были окончательно посрамлены.

 

Через двадцать дней после открытия демоверсии вельского «диснейленда» Пятовскому пришли 5 миллионов, и он наконец смог заказать динозавров. Это был хороший повод сделать дубль торжественного открытия и снова собрать в «Динозаврии» весь город со всеми вытекающими из этого финансовыми последствиями. Чтобы правильно продать это событие, Пятовский позвал главного гинеколога города и попросил дать интервью «Вельской неделе». Гинеколог тоже оказался с отличным чувством юмора и подыграл. Он сообщил журналистам, что вот-вот в Вельске родятся динозавры, и он собственноручно примет роды.

На время монтажных работ «Динозаврию» закрыли и повесили баннер: «Внимание, идет операция!» Из Белоруссии приехала бригада установщиков — трудолюбивых и добросовестных, как все белорусы. Гинеколог на это время собрался уехать в Турцию, и Пятовский попросил его никому не говорить, куда он исчез — официально доктор был на операции, принимал роды у динозавров. В итоге город был в легкой панике: главный гинеколог пропал, приехали какие-то белорусы, вот-вот у Пятовского родятся динозавры.

Вернулся гинеколог как раз в день презентации. Пятовский подобрал его прямо с поезда, выдал белый халат, они вышли к собравшимся и объявили, что совершилось чудо — в Вельске родились динозавры. Два малыша, а вместе с ними двое огромных родителей — они танцевали и двигали конечностями под музыку во время дино-шоу, в остальное время просто возвышались над толпой и покровительственно поглядывали на происходящее. Всю эту фантасмагорию совершенно бесплатно снимали все местные телеканалы. «Вельская аномалия» стала в Архангельской области, пожалуй, одним из главных событий года.

Вечный кайф

 

Детский развлекательный центр оказался совершенно иным бизнесом, нежели торговля заборами или диванами. Это уже не автомобиль, это велосипед, на котором нужно постоянно крутить педали — иначе упадешь. Поначалу все было отлично: достаточно было просто сидеть и смотреть, как люди идут в «Динозаврию» сплошным потоком. Всем хотелось увидеть танцующих пятиметровых чудовищ, да и вообще — где еще в Вельске и его окрестностях можно найти такое количество современных аттракционов. Пятовский заказал и поставил специальный резной трон именинника, где отмечали дни рождения, открыл кафе с видом на детский лабиринт, чтобы родители могли пить кофе и наблюдать, как отрываются их чада. И в первый год «Динозаврия» действительно произвела эффект разорвавшейся гранаты — Сергей был в сильном и уверенном плюсе. Но когда вау-эффект прошел, а доходы россиян начали стремительно скукоживаться на фоне экономического кризиса, поток любителей танцующих ящеров начал ослабевать. И Пятовский понял, что развлечения для детей — это не заборы: тут постоянно нужно что-то придумывать, чтобы людям хотелось возвращаться. С одной стороны, хорошо: вечный кайф, вечная движуха. С другой — оказалось, что развлекать других — это один из самых сложных видов бизнеса. Нельзя поставить сто крутых мини-аттракционов и ждать, что к ним не будет зарастать народная тропа.

Чтобы создать более-менее прогнозируемый поток посетителей, Пятовский начал искать тех, кто сможет вести в «Динозаврии» образовательные программы. Впрочем, они и сами уже давно предлагали свои услуги: как оказалось, плотность талантливых людей, не нашедших себе применения, в провинции по-прежнему велика. Так в Вельске появился кружок рисования песком, к нему добавилось дино-катание на коньках зимой. Преподавателя пения и танцев пока найти не удалось, но Пятовский над этим работает.

Другое важное направление — это привлечение посетителей из дальних районов области и организованные туры. Его администраторы стали созваниваться с директорами районных школ и организовывать коллективные заезды целыми классами. Пятовский говорит, что этот бизнес нельзя просто создать и смотреть, как он цветет и развивается: нужно постоянное участие, нужно, чтобы тебя ежедневно перло, иначе все прогорит и зачахнет.

Но за два года работы его запал никуда не делся — он в постоянном поиске чего-то нового, что можно прикрутить к «Динозаврии». Пятовский все-таки убедил Овчинникова дать ему франшизу «Додо Пиццы», его подмывает купить 5D-кинотеатр, он разрабатывает концепцию дино-туризма. Идея состоит в том, что приехать в Вельск на два-три дня однозначно лучше, чем на один. В старинном городе есть что посмотреть и без динозавров — просто пока никому не приходило в голову, что это тоже ресурс. А значит, нужно разработать масштабную программу, которая захватывала бы не только развлекательный центр. Но в городе большие проблемы с дешевыми гостиницами, а значит... Нужен свой хостел. Это новая идея фикс Пятовского — теперь она берет его на слабо. Этот бизнес не окупится никогда? Ну-ну...

 

За первый год выручка «Динозаврии» составила 8,5 миллиона рублей, чистая прибыль — 3,5 миллиона. Но это очевидно теперь, а что бы сказал этот кто-то два года назад? Что говорили все эти кто-то десять лет назад Илону Маску, когда он пообещал построить серийный электромобиль, который теперь стремительно завоевывает дороги Америки и Европы? В масштабах Вельска строительство крошечного «диснейленда» — задача примерно того же масштаба и дерзости. Это не просто еще одна достигнутая цель Пятовского. Это удар по самой культуре комфортного уныния, которая царит в маленьких провинциальных городах. Это сервис, который гармонизирует мир и немного меняет его к лучшему. Была проблема — проблемы не стало. Социальный это бизнес или нет? Непонятно.

Можно ли назвать Сергея успешным человеком — большой вопрос. Любой предприниматель, будь то долларовый миллиардер Кремниевой долины или рублевый миллионер Поважья, всегда находится в точке возможной погибели. А если он этого не понимает, то погибель — дело ближайшего времени. Со стороны кажется, что дела у Пятовского идут просто отлично. Но он все равно постоянно ищет новые деньги, придумывает сумасшедшие проекты и ни за что бы не согласился на такую жизнь, в которой ему бы каждый день платили по миллиону за то, чтобы он ничем не занимался.

— Да, Андрей, подожди немного, я сейчас подъеду! — кричит он в трубку молодому парню из города Спас-Клепики Рязанской области, который ждет Пятовского на вельском вокзале. С недавних пор к нему стали приезжать предприниматели из других малых городов перенимать опыт. Сергей устраивает им индивидуальные бизнес-тренинги, возит по своим объектам, рассказывает, как открыть пиццерию, детский центр или что бы то ни было еще — там, где, кажется, уже ничего никогда не откроется.

Вечером я встречаю этого же парня в своем вагоне поезда. Он возвращается к себе под Рязань одухотворенный и озадаченный. Пятовский вернул ему половину гонорара: «Это, — говорит, — моя маленькая инвестиция в твое будущее дело».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+