К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Гейтс, Брин и Маск: три незаменимых персонажа в вашем совете директоров

Фото AP Photo / Swayne B. Hall
Фото AP Photo / Swayne B. Hall
Как правильно распределить стратегические роли в совете директоров? Вам нужны абсолютно конкретные типажи с определенным бэкграундом

Advisory Board в стартапе, что ближе по смыслу к совету директоров, — операционно-аналитический командный пункт в сложном механизме компании. Во всяком случае компания, формируя его, рассчитывает именно на это. Топ-менеджеры, инвесторы, стратеги, ведущие аналитики, шеф-офицеры направлений, отраслевые визионеры, эксперты — все те, кто принимает решения на благо компании.

Основатель должен при этом следовать простому правилу: в «борде» не должно быть лишних людей. Каждый, кто принимает стратегические решения, должен помогать компании делать бизнес, а не заниматься высокохудожественным саботажем. Advisory Board компании можно сегментировать по нескольким критериям: на обязательные и опциональные, а также на те, которые поддаются влиянию — и с наличием которых вы вынуждены будете мириться.

Неизбежное добро

Большинство читающих данный материал существует в российских инвестиционных реалиях, а значит, инвесторы, будь то венчур, ангелы или стратеги, непременно захотят в «борд».

 

Существует несколько взглядов относительно того, стоит ли инвесторам принимать активное участие в операционной деятельности компании. Некоторые склонны принимать в ней непосредственное участие, они менее требовательны к отчетности, этот подход ближе российским инвесторам. В то время как бизнес-ангелы, вкладывающие в pre-seed и seed, часто практикуют стратегический тоталитаризм и hands-on менторство 24/7. Новичкам действительно необходим сторонний контроль «операционки» и постоянные консультации, в то время как более опытным предпринимателям это может, наоборот, мешать.

Многие инвесторы менее склонны влезать в управленческие решения команды, в то же время для них характерен более строгий и скрупулезный финансовый контроль: от компании с самого начала по умолчанию ожидают высокого уровня самосознания, суперэффективных и отлаженных бизнес-процессов; очень приветствуются квартальные, ежемесячные, еженедельные, ежедневные и почасовые отчеты, планы и таймлайны. Прошлое должно быть проанализировано, а будущее — спрогнозировано. Такого поведения придерживаются в основном европейские инвесторы.

 

Хорошая новость в том, что даже с учетом внутреннего контроля инвестиций у компаний все еще остается ресурс для корректного распределения стратегических ролей. Это должны быть конкретные люди с нужным бэкграундом. Наиболее вероятно, что каждый из них будет выдающимся специалистом и неординарной личностью, но отбирать их стоит по реальным навыкам и полезности, которую они принесут компании, находясь в «борде». Если говорить о том, кто нужен в  Advisory Board, то стоит подумать о следующих людях.

Первопроходец

Несмотря на то что Питер Тиль в своем бестселлере «От нуля к единице: Как создать стартап, который изменит будущее» рекомендует создавать бизнес полностью с нуля, зачастую это не необходимо для создания успешного предприятия. Очень большую пользу компании принесет тот, кто уже пытался создать нечто подобное, причем неважно, была это success story или просто «ценный опыт».

Задачи такого человека в Advisory Board — направлять и оберегать компанию и руководителей. Помимо значительной отраслевой экспертизы, первопроходец может быть полезен как «независимый арбитр», который готов поручиться перед инвесторами, бизнесом и партнерами за то, что компания минимально отклоняется от эффективного курса и принимает рациональные решения в каждый момент времени.

 

Такой офицер в составе Advisory Board скорее всего раньше разглядит неочевидные подводные камни — он уже видел их, и хорошо помнит, как выглядят хронические кассовые разрывы, сбитый фокус ЦА, непрозрачная операционная деятельность и несоответствие demand/supply. Для большинства проблем, которые кажутся сложными и комплексными, у него уже есть готовые решения. Первопроходец значительно снижает операционные риски, уменьшает потенциальные издержки и не дает компании споткнуться, поддерживая высокий корпоративный пульс.

Например, Uber после ухода Трэвиса Каланика расстался также с CTO и CMO, чем сильно обескровил свой Advisory Board. Обещавшие прийти на помощь бывший CEO GE Джеффри Иммельт и глава HP Enterprise Мэг Уитмен в последний момент отказались от поста руководителя технологического гиганта. Должность в итоге получил тот, кто, возможно, с самого начала подходил для нее больше всего, — бывший глава Expedia Дара Хосровшахи, под руководством которого компания за три года показала удвоение доходов. Решающим фактором при выборе кандидатуры Хосровшахи послужил ценный опыт в e-commerce и логистике. Дара в самые сжатые сроки смог разрешить в пользу Uber иск от Google о краже autonomous-технологий, на 25% повысил уровень корпоративной удовлетворенности (да, такой существует) 15 000 сотрудников по всему миру и на четверть — с $900 млн до $680 млн — сократить убытки компании во втором квартале 2017 года.

Эталон первопроходца: Билл Гейтс

Фото DR

Билл Гейтс — американский предприниматель, основавший корпорацию Microsoft. За относительно короткий промежуток времени ему удалось вывести продукты компании на рынок, создать надежную схему взаимодействия с ретейлерами, а также разработать сразу несколько новых моделей ведения бизнеса и сформировать экосистему своих продуктов. Все это и привело корпорацию и самого Гейтса к успеху.

Нетворкер

Ни один продукт не является полностью уникальным. Отстроиться от прямых и косвенных конкурентов и избежать описаний в духе «X для Y», практически невозможно, ведь у любого продукта существуют аналоги. Проект не вещь в себе, у него есть область применимости, а следовательно, и ниша, к которой его можно отнести. 

Компании необходим человек, который знает решительно весь рынок. Ретейл? Стоит искать директора по продажам крупной федеральной или международной сети. Услуги? Тогда нужен директор по развитию продукта с успешными кейсами региональной экспансии. Технологии? Подойдет опытный CTO или директор по продукту. В любом случае, это должен быть человек, который сможет «завести» компанию и продукт на переговоры и контракты, посоветовать правильных подрядчиков и контрагентов, вовремя предостеречь от сотрудничества с недоброкачественными игроками — в общем, максимально облегчить вход на целевой и смежные рынки. Чем более нишевым является продукт, тем больше будет значить нетворкинг и личные связи конкретных людей и тем сложнее будет найти правильного специалиста, поэтому ошибиться здесь никак нельзя. 

 

Несмотря на то что найти нужного кандидата не так уж просто, существует маркер, который подскажет, подходит ли он на роль «генерального нетворкера», и это репутационный менеджмент. Специалиста знают 8 из 10 человек в отраслевой тусовке, и хотя бы половина отзывается о нем как о стоящем менеджере? Значит, silver bullet потрачена не зря. Однако, стоит помнить, что этот маркер далеко не единственный. 

Специалиста такого уровня сложно заинтересовать одними деньгами, скорее ему будет интересна история, которую он захочет вписать в свой CV. Важнейшим условием его привлечения является отсутствие внутриотраслевой конкуренции. Не стоит пытаться переманить в качестве шпиона сотрудника компании, являющейся прямым конкурентом. Контролировать и ограничивать промышленный шпионаж в данном случае одной только денежной мотивацией не получится.

Российский лидер в области процессинга биткойн-блокчейна, компания Bitfury, для этих целей привлекла Джеффа Гарзика — инженера-программиста, блокчейн-евангелиста и серийного предпринимателя. Джефф стоял у истоков CNN в 1990-х, разрабатывал проекты с открытым кодом в начале «нулевых» и даже участвовал в создании ядра Linux. В 2010, случайно наткнувшись на описание биткоина и осознав потенциал децентрализованных цифровых денег, он разработал опенсорс-платформу и запустил несколько микробизнесов с биткоином в качестве платежного инструмента. 

Огромный опыт и авторитет в разработке решений с открытым кодом позволили Джеффу за следующие несколько лет стать одним из ведущих биткоин-блокчейн экспертов, и войти в состав AB таких компаний, как BitPay и Coin Center. 

 

Эталон нетворкера: Сергей Брин

Сергей Брин
Сергей Брин·Фото DR

Сергей Брин — специалист по информационным технологиям, американский предприниматель, который вместе со своим партнером Ларри Пейджем смог за короткое время превратить «гаражный проект» в крупнейшую международную IT-корпорацию. Во многом успех компании обусловлен умением Брина представлять проекты компании в выгодном свете и находить нужных для Google людей. Это умение вкупе со знанием рынка и технологий, способностью выделять нужные тренды — вот что делает Брина эталонным нетворкером.

Инноватор

Футуролог, техноевангелист, главный советник по вопросам информационных технологий — неважно, как его назвать, главное, чтобы человек имел богатый бэкграунд в технологиях, разбирался в продукте и чувствовал рынок. На таких людях держатся глобальные продуктовые инновации гигантов вроде Amazon, Google, Facebook, Uber и Microsoft. Условный Роберт Скобл не просто «заглядывает в будущее» — в его мозге, заточенном под создание сложных интеллектуальных объектов, появляются уникальные социально-технологические концепции, которым суждено менять мир в следующие 5, 10, 20, 50 лет. Даже в том случае, если скромной IT-платформе нужно выйти на соседние региональные рынки, описывать все преимущества, которые дает наличие технологического визионера в команде, будет лишним.

Главное, что потребуется от управляющего звена, — выделять достаточно времени для day-dreaming и ресурсы для тестирования идей. Нетворкер работает с продуктом и бизнесом «сейчас», первопроходец имеет ясное представление о том, что может ждать компанию через нескольких месяцев. Видение инноватора может простираться на годы и десятки лет, в течение которых менее дальновидные коллеги по цеху столкнутся с тем, чего не смогли предсказать. Революции смывают на обочину тех, кто не сумел разглядеть волну.

Знаменитый американский изобретатель и евангелист Рэймонд Курцвейл написал свою первую программу для обработки статистических данных в 15 лет, а в 26 защитил диссертацию по информатике и (!) литературе, а в 30 основал собственную компанию, которая за несколько следующих лет произвела революцию в технологиях по распознаванию речи. Создатель культовых синтезаторов Kurzweil и автор более 20 книг о будущем, Рэй регулярно начиная с середины 1980-х делает прогнозы относительно технологического развития человечества на следующие несколько лет и по праву считается самым точным футурологом-форкастером планеты — более 90% сделанных им предсказаний сбываются с погрешностью не более года.

 

С 2012 года Курцвейл входит в Advisory Board Google, занимая также позицию CTO на основных проектах компании, связанных с машинным обучением и обработкой естественного языка. Прогнозы Курцвейла сбываются с пугающей регулярностью, а учитывая административные ресурсы Google, можно предположить, что Рэй ничего не прогнозирует — он просто делится с нами своим личным project-планом.

Эталон инноватора: Илон Маск

Илон Маск
Илон Маск·Фото AP Photo·Stephan Savoia

Илон Маск создает впечатление человека из будущего. Он смотрит вперед не на 3-5 лет, как большинство предпринимателей, а на десятки, если не сотни лет. Электромобили, ракеты многоразового использования, сверхзвуковой наземный транспорт — все это не фантастика, а реальные проекты Маска. И главное, эти проекты еще и приносят деньги.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+