К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Похоронить в два клика: принцип уберизации делает комфортнее не только жизнь, но и смерть

Фото  Cameron Spencer / Pool / Getty Images
Фото Cameron Spencer / Pool / Getty Images
В современном мире даже такие консервативные отрасли бизнеса как ритуальные услуги делают ставку на высокие технологии

В современном мире даже самые консервативные отрасли бизнеса делают ставку на высокие технологии. Одна из успешно апробированных в бизнесе моделей — по типу Uber — уберизация. Люди больше не покупают товары и не заказывают услуги у конкретного поставщика. Они прибегают к услугам агрегаторов в нужной им категории. Так, мы привыкли покупать билеты, заказывать такси, бронировать отели, сдавать и арендовать квартиры через удобные онлайн-сервисы — это наша рутина. Буквально в несколько кликов, не выходя из дома или офиса, задав нужные параметры, можно сравнить цены и предложения и тут же осуществить свое желание — заказать пиццу или выбрать новый автомобиль.

Хотя есть сфера куда масштабная автоматизация еще не дошла, но она уже делает первые шаги. Речь о сфере ритуальных услуг. Почему же уберизации не сделать комфортнее не только нашу жизнь, но и смерть? Уже сейчас высокие технологии и автоматизация применимы на рынке похоронных услуг, и его переход в онлайн вполне естественен и более того необходим. С одной стороны, рынок ритуальных услуг крайне закрытая и консервативная сфера бизнеса, с другой — даже в развитых странах он характеризуется крайне запутанными черными схемами, сложными и непонятными для человека «не в теме». Автоматизация — это именно тот единственный механизм, который позволит «отбелить» и сделать прозрачным одну из самых коррумпированных отраслей.

Другой очевидный плюс в том, что подобная автоматизация способна облегчить процесс погребения для потребителей. Убитые горем и эмоционально подавленные родственники умерших меньше всего хотят вникать в тонкости тяжелого ритуала, и именно они становятся жертвами нечистоплотных агентов.

 

Сейчас это устроено буквально следующим образом: когда родственники получают прискорбную новость, телефон начинают обрывать агенты, получившие информацию не совсем легальным путем из соответствующих инстанций. Затем агент появляется на пороге дома и тут начинается обман. В подавленном состоянии, как правило, никто не помнит, что формально каждый гражданин России имеет право на бесплатное место для захоронения, что все документы можно оформить без денег и так далее.  По факту места на кладбище найдутся только после получения взятки. Без дополнительного гонорара, мимо кассы никто и лопатой не пошевелит, а на некоторых кладбищах действует самая настоящая мафия.

Впрочем, такая ситуация характерна не только для России. В популярном итальянском сериале о неаполитанской мафии «Гоморра», местный крестный отец Дженарро Савантана контролирует похоронное бюро и задает циничный риторический вопрос: «Как этот бизнес может быть не прибыльным, если люди умирают всегда?».

 

В Китае местный предприниматель Вань Дань, столкнувшись с коррупцией и всеми кругами похоронного ада, пытаясь похоронить собственную мать, создал первое в стране онлайн-агентство ритуальных услуг «Другой берег». За два с половиной года, несмотря на множество проблем, прибыль «Другого берега» выросла с $1600 до $470 000, а у смелого и креативного бизнесмена появилось множество поклонников по всей стране.

В России одним из первопроходцев стал IT-бизнесмен Михаил Свердлов. Его стартап Pomnim.pro оказывает услуги по уходу за могилами. Первые заказы в родном Нижнем Новгороде Михаил выполнял сам, только спустя некоторое время и благодаря сарафанному радио проект стал действительно успешным. Сегодня его бизнес «вышел из гетто», охватив крупнейшие города, включая Москву. В месяц Михаил и его партнеры принимают до 500 онлайн-заказов со средним чеком в $180.

Однако уход за могилами близких — лишь небольшая часть большого комплекса ритуальных услуг. В рунете уже есть магазины, где можно заказать ограды, памятники, гравировку, церемонию, венки, товары для дальнейшего благоустройства и ухода за могилой, оплатив все это банковской картой. Более того, существуют онлайн-сервисы, охватывающие весь спектр от бронирования и покупки места на кладбище до заказа услуг гробокопателей и установки надгробного памятника. Громкая попытка создать Uber для усопших под названием Umer была предпринята бывшим руководителем Яндекс.Погода Дмитрием Гераниным год назад, но пока так и не получила достойного воплощения.

 

Всего в Москве действует порядка 200 компаний, предоставляющих ритуальные услуги, а общий объем рынка оценивается в 250 млрд рублей в год (официально власти видят сумму в четыре раза меньше). По мере развития технологий в сфере услуг разработчики будут обращать все больше внимания на отрасли, которые до сих пор не выходили в онлайн. Со сменой поколений предпринимателей из ритуального бизнеса процесс уберизации также ускорится. Вместо людей, установивших правила в отрасли 30 лет назад, уже приходят молодые головы, технократы и апологеты IT.

Играет роль и демографический сдвиг: все больше людей, которые раньше были подростками со смартфонами в руках, становятся активными членами общества, их запросы и подходы к заказу и получению услуг изменились (хотя в нашей компании основные заказчики услуг — это женщины 50+, которые чаще всего с интернетом на «вы» и не являются его активными пользователями). Все это неизбежно приведет к появлению агрегаторов ритуальных товаров и услуг, систем управления кладбищами и крематориями, планнеров похорон, сервисов сохранения цифрового наследия человека. Конечно, компании-единороги вряд ли появятся на рынке ритуальных услуг в перспективе пяти лет, а вот проекты на $1-10 млн уже существуют и их будет еще больше.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+