К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Здоровая атмосфера. Почему конфликты нужно пережевывать, а не глотать

Фото Issei Kato / Reuters
Фото Issei Kato / Reuters
Руководитель любого звена должен уметь инициировать конструктивный конфликт и делать это прямо и дружелюбно

Само по себе слово конфликт ассоциируется у нас с чем-то неприятным и лишним в отлаженной работе компании. То, к чему мы стремимся, занимаясь командообразованием — сделать каждого ответственным не только за свою область, но и за общий результат. И очень часто владелец бизнеса не знает, как вытащить сотрудников, а особенно руководителей, из рамок мировоззрения «моя хата скраю». При этом, страх выказать недовольство и заставить все работать по самым высоким стандартам — черта, которая плотно закрепилась в нашей ментальности отпечатком прошлого. В любом случае отсутствие ответственности приводит к «худому миру», который для владельца оборачивается гораздо дороже «доброй войны».

Руководитель любого звена должен уметь высказать несогласие с неправильным положением дел, стремясь инициировать конструктивный конфликт и делать это прямо и дружелюбно. В свою очередь, не бояться конфликта можно только в том случае, если уметь конфликтовать, и если вокруг создана доброжелательная среда, гарантирующая безопасность. Если каждый член команды знает, что цель конфликта — улучшить ситуацию, а не наказать.

Уверен, каждый из нас часто наблюдал единогласные решения без обсуждения, принятые по инерции, или пустые рабочие споры, цель которых доказать собственную правоту, без решения ситуации. В любом случае, отсутствие возражений, уточнений, вопросов чаще всего означает, что используется ряд неэффективных стратегий поведения, приводящих к отсутствию результата. Вот эти стратегии, которые часто используются отечественными топ-менеджерами:

 
  •  Желание избежать конфронтации
  • Адаптация под внешние обстоятельства
  • Бескомпромиссность
  • Принятие полумер за конечный результат

В конфликтной ситуации, где мнение компетентного профессионала может оказаться особенно ценным и весомым, первые предпочтут промолчать, вторые согласятся с большинством, третьи будут гнуть свою линию и стучать по столу, а четвертые устроят торги в стиле «и вашим и нашим», в конечном итоге отстаивая только свои интересы.
К эффективному сотрудничеству и согласию с общим решением сотрудники приходят только в том случае, если отказываются от своих непродуктивных моделей поведения и начинают видеть ценность конструктивного конфликта и его цель — решить общую проблему. Получить результат. Если хотя бы один руководитель преследует личные цели в процессе решения проблемы всей компании — он сразу же выпадает из обоймы. Если все руководители преследует каждый свою цель — из обоймы выпадает компания.

Как мотивировать руководителей играть в общую игру?

Создайте площадку для конструктивного конфликта. Для гладкого внедрения новой точки зрения на регулярных собраниях делитесь решенными проблемами. Пусть об этом рассказывает каждый руководитель — так все будут в курсе того, что происходит в других отделах, и будут принимать участие в делах, касающихся всей компании.

 

Расскажите о цели рабочего конфликта — найти решение, наиболее удовлетворяющее общим целям компании. Добейтесь понимания того, что цель совещаний и финансового планирования не в том, чтобы выбить побольше ресурсов в свой отдел или быстро отчитаться за свою часть работы, а в том, чтобы принимать решения, приоритетные для всей организации и реализовывать проекты до победного.

Покажите, что правильный конфликт — это хорошо и безопасно. Особенно это будет полезно для тех кто адаптируется и избегает — чаще всего для них нежелание конфликтовать продиктовано страхом, низкой компетентностью в вопросе или низкой самооценкой. На планерках, собраниях я спрашиваю — «все ли согласны с таким решением». Если вижу единогласное молчание в сопровождении неловких кивков — провоцирую высказывание мнений и поощряю вопросы и возражения. Когда человек высказывается, вы точно поймете согласен он или нет.

Финансовое планирование тоже стоит осуществлять коллегиально. Таким образом вы призываете руководителей брать ответственность не только за свою область, но и за компанию в целом.

 

Идеально использовать игры, особенно для тренировок. В таком формате присутствует и здоровая конкуренция, и сотрудничество. Начните с моделирования конфликтных ситуаций и обсуждений, где сотрудники вырабатывают правильную модель поведения, и их проще корректировать. При этом в деловых играх внедрить точку зрения можно с помощью правил этой игры.

Когда видите деструктивный конфликт в компании, вместо того чтобы искать виноватых самому, можно взять пример с католического духовенства. Каждый раз сталкиваясь с необходимостью выбрать нового Папу Римского, католики закрывают кардиналов в одном помещении до тех пор, пока они не передадут имя нового Понтифика.

Если в компании уже месяц падают продажи, при этом отдел продаж жалуется на качество заявок, а отдел маркетинга на конверсию продавцов, нужно собирать руководителей, общаться и не выпускать, пока не будет принято совместное, эффективное решение, которое приведет к результату. Каждый должен войти в реальность другого. Поначалу, придется быть медиатором, чтобы регулировать «конструктивность», потом дайте протокол и назначьте ответственного, чтобы удерживал все в рамках протокола — и со временем сотрудники сами научатся держать себя в рамках проблемы и ее конструктивного решения.

Поддерживая конструктивные конфликты, обсуждения, вы поддерживаете не дрязги и споры, а корпоративную ответственность сотрудников за результат всей компании, желание на этот результат влиять.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+