К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Сотрудники приходят и плачут». Зачем в «1С-Битрикс» наняли психоаналитика

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Владельцы и топ-менеджеры «подрабатывают» личными психоаналитиками для своих сотрудников. Зачем глава «Битрикс-24» нанял специалиста в штат и какие результаты принес этот социальный эксперимент?

Стресс входит в список главных заболеваний XXI века, по мнению World Health Organisation. Экономика планеты ежегодно теряет сотни миллиардов долларов из-за стрессов и выгораний сотрудников на рабочих местах. США оценивает потери в $300 млрд, Германия — в €29,2 млрд, Австралия — в AU$5,3 млрд, Франция — в €3 млрд.

По данным Международной организации труда (МОТ), от стресса и выгорания ежегодно умирает 2,3 млн человек. Каждые 15 секунд кто-то прощается с жизнью прямо на рабочем месте. В нашей стране, по статистике Роструда за 2017 году, причина 83% случаев смерти россиян по болезни на рабочих местах — это заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы.

Продолжительный стресс приводит к психологическим деформациям крайней степени — депрессии и выгоранию. Фоном проходит «лечение» проблемы алкоголем, наркотиками и асоциальным поведением. Россияне совершенно точно входят в «группу риска» — мы уверенно держим шестое место в глобальном рейтинге стран-трудоголиков, работаем по 1985 часов в год и все равно отстаем по производительности от других стран, например, Евросоюза — на 81%.

 

Психолог на войне

Яркий факт — средняя продуктивность сотрудников, которые «отпахали» за неделю 55 и 77 часов, будет примерно одинаковой. Но у трудоголика на 33% вырастает шанс «заработать» серьезное заболевание. На личном уровне мы тоже это признаем. 60% россиян считают стресс главным негативным фактором в своей работе, 60% всех прогулов также происходят из-за стрессов. Воспринимают ли владельцы и топ-менеджеры компаний проблему стресса, «офисного дискомфорта», жестоких дедлайнов или недружелюбного коллектива  всерьез? Нет. В реальности она волнует только 14% российских руководителей.

На самом деле транснациональные корпорации уже несколько десятков лет крайне серьезно относятся к проблеме ликвидации стрессов своих работников. Они прибегают к помощи штатных психоаналитиков. С 1940-х годов в психологии даже появилось отдельное направление — Industrial-Organisational Psychology (I-O psychology). Дисциплина появилась во многом благодаря американскому психологу Роберту Йеркесу. Во время Первой мировой войны он разработал тесты психологической совместимости Army Alpha и Army Beta. Эти документы помогли правительству США эффективно нанимать и распределять персонал в своей армии. Во время Второй мировой войны американское военное начальство снова привлекло Йеркеса и его команду для работы в вооруженных силах. Во время этой кампании он занимался вопросами морали и ментального климата в армейских подразделениях. Результат работы психолога в армии получился настолько впечатляющим, что услугами Роберта заинтересовались сразу два промышленных гиганта — Standard Oil и General Electric. Это —  один из первых известных случаев доказанной пользы от работы психоаналитика в штате организации. Сегодня в США специалистов по I-O Psychology привлекают даже боссы футбольных команд NFL. Напомню, все 32 команды этой лиги входят в список топ-50 самых дорогих команд мира.

 

В России услугами штатных психоаналитиков пользуются ЦБ, МВД, РЖД, Deloitte. Но массовой культуры «гигиены мозга» в нашем деловом мире пока нет. Владельцы и топ-менеджеры «подрабатывают» личными психоаналитиками для своих сотрудников. В итоге страдает прибыльность компании и в какой-то мере — экономика всей страны.

Личный опыт

Есть много ситуаций, в которых человек сам себе не может помочь, а компания или сами руководители не могут разобраться. Кажется, все это — «личный мир» сотрудника, который, к слову, неизбежно влияет на бизнес. Ведь именно в этой области скрыт огромный потенциал для бизнес-успехов сотрудника. У многих сотрудников, после определенного уровня зарплаты, мотивация не работает линейно. Говорить об этом с боссом, как правило, он не хочет. Другая ситуация — у человека крах на личном фронте, он просто не может работать.

В западной деловой культуре есть такое понятие — performance-менеджмент, цель которого оценить, растет или падает эффективность сотрудника. Если показатели падают, психоаналитик может сильно помочь разобраться в вопросе «почему у сотрудника упали показатели?».

 

Вы даже не представляете, сколько бизнес-процессов может застревать внутри корпорации из-за того, что менеджеры одного проекта не работают, а выясняют между собой личные отношения! В команде «Битрикс24» работала одна сотрудница техподдержки — большая умница и профессионал. Однажды она пришла ко мне увольняться: выяснилось, что клиент нанес ей тяжелую психологическую травму во время деловой переписки. Эта ситуация заставила меня задуматься о важности работы психоаналитика в компании. Особенно — в IT-компании или хедж-фонде с их огромными нагрузками на интеллектуальный и эмоциональный ресурс человека. Я принял решение провести внутри компании мощный эмоциональный эксперимент и ни разу не пожалел об этом.

Разговор по душам

Лично для меня самый сложный этап эксперимента был в том, чтобы сказать топ-менеджерам, что им нужны услуги психоаналитика. Очень важно сразу «на берегу» объяснить сотрудникам разницу между психиатром, психологом и психоаналитиком. Психиатр занимается душевными расстройствами, психолог помогает, поддерживает и сопровождает, психоаналитик же помогает осознать существующую проблему. Это то, что нужно для несильно утомительных бесед в переговорной комнате на 1-2 часа в неделю. Чтобы не возникло недопониманий, я провел вводную лекцию, объяснил, зачем и почему этот проект важен, какую пользу он может принести каждому сотруднику, как сильно можно «прокачать» осознанность и личностный рост.

Кто-то согласился сразу, кто-то сказал, что подумает. Кому-то хватило одного сеанса, кому-то оказалось недостаточно даже десяти встреч. Работу с психоаналитиком выстроили так: небольшую часть платы за услуги (500 рублей) человек должен был внести сам, остальное оплачивала компания. Продолжительность сеанса час. Разумеется, что вся информация, которую обсуждал сотрудник и психоаналитик, становилась строго конфиденциальной. Менеджер мог задавать во время сеанса абсолютно любые вопросы: и о работе, и нет.

Большинство топ-менеджеров компании прошли в первую волну сеансов. Очередь дошла до руководителей среднего звена — тут-то проект и показал просто невероятную пользу! Через несколько недель я уже увидел первые результаты в бизнесе. На большинстве собраний, совещаний и скайп-конференций сотрудники стали проще договариваться друг с другом, сократилось число ситуаций, когда коллеги переходили в открытую оппозицию. Другое наблюдение в ходе эксперимента связано с личной историей. Одному из руководителей не хватало внутренней уверенности в том, что он — босс, но по мере общения с психоаналитиком ситуация поменялась в лучшую сторону. Сотрудник стал более спокойным и уравновешенным и начал более уверенно справляться с задачами своего уровня.

После этого я написал сообщение на всю компанию и пригласил поучаствовать в эксперименте всех сотрудников «1С-Битрикс». Мы создали в общем календаре регулярные слоты для сеансов. Очень скоро нагрузка на психоаналитика достигла такого уровня, что его пришлось взять на работу в штат. Сейчас его график расписан на три недели вперед.

 

Выводы

Что изменилось в нашей компании спустя год? Во-первых, заметно улучшился микроклимат, количество улыбающихся людей выросло в разы. Кроме того, наличие психоаналитика в штате оказалось важным дополнительным фактором для кандидата при выборе нового места работы, заметили наши HR-менеджеры. Точных замеров эффективности эксперимента пока не проводили. Но на будущий год планируем оценить некоторые бизнес-показатели, на которые прямо или косвенно влияет эта новая практика.

Спустя 12 месяцев я спросил нашего психоаналитика, как она оценивает проект. «Это удивительно, — ответила она, — но люди очень часто находятся в таком эмоциональном и психологическом состоянии, что работать, кажется, просто невозможно. Есть сотрудники, которые просто приходят и плачут. В этих диалогах выкапывается огромный слой нерешенных проблем в семье и на работе». Все это колоссально влияет на работу. Социальная ответственность и забота компаний о психологическом комфорте своих сотрудников может приносить реальный экономический эффект, причем очень быстро. Мы не ставили никаких глобальных целей, но этот эксперимент получился одним из самых мотивирующих проектов внутри нашей компании.

Помимо решения базовых психологических проблем сотрудников, корпоративные психоаналитики учат анализировать психологические портреты потенциальных кандидатов в социальных сетях, помогают в подготовке рекомендаций для отделов кадров, подборе персонала, настройке и поддержки психологического климата в рабочих группах (в том числе — в период кризисов в команде). Также подобный специалист способен помочь адаптироваться новым сотрудникам, смотивировать прежних и поддержать их уровень здорового work-life balance, а также организовать и проконтролировать выполнение различных корпоративных программ по улучшению здоровья и здорового образа жизни для сотрудников. Это неограниченное поле задач и возможностей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+