К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Будущее без правил. Как изменится рынок труда и системы управления

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Вертикальный способ построения карьеры, траты работодателя на «вовлеченность» персонала, отношение сотрудников к заработку по принципу «чем больше, тем лучше» и другие составляющие корпоративного института в скором будущем окажутся на свалке истории

Человек привык строить свою жизнь последовательно. Эта эволюционная защита дана нам для того, чтобы создавать иллюзию управления постоянно меняющимся и непредсказуемым миром. Людям кажется, что если ограничить какую-то часть жизни и выработать некие правила своего бытия, то удастся избежать ошибок и гарантировать успех. Особенно если в прошлом получалось добиться успеха при соблюдении этих правил.

Манипуляторы всех времен хорошо знают это свойство человеческой натуры (стремление строить свою жизнь последовательно по каким-то «правилам»). На нем основаны все аппараты подавления и контроля — от государственного управления до религиозных течений, от корпоративных игрищ до внутрисемейных отношений. Так было всегда, но так больше не будет. И в этом утверждении содержится одновременно и хороший и плохой смысл одной и той же новости.

Цифровая среда

Хороший — потому что сейчас создаются новые форматы отношений между людьми, которые просто невозможно было себе представить в доцифровую эпоху. Плохой — потому что правила сейчас внутри разных социумов меняются так быстро, что человек просто не успевает выстроить результативное поведение. А потому часто мечется как кошка на пожаре, стараясь бежать во все стороны одновременно и никуда не успевая в итоге. Развитие интернета, цифровых технологий, социальных сетей, информационного обмена радикально изменили среду обитания людей.

 

Трансформация поведения, продиктованная изменением среды, затронула все сферы человеческой деятельности. Еще совсем недавно предполагалось, что работодатель должен вовремя платить работнику зарплату, а тот взамен обязан быть весь день на работе и трудиться по специальности. И оба были уверены, что нормальные, «правильные» отношения — это когда один предоставляет работу, условия труда и жалованье, а второй трудится и старается достичь профессионального результата. Сейчас же невозможно нанять мало-мальски квалифицированного работника просто за жалованье — нужно еще обеспечить ему какой-то особый смысл труда.

Иерархия спроса

Поиски смысла в своей профессии и деятельности обычно настигают человека тогда, когда возникает несоответствие между внутренним ощущением «как надо» и внешней задачей «что надо». И чаще всего такой диссонанс связан с тем, что профессия или деятельность в ее изначальном варианте устарела и не может ответить вызовам рынка. Чем меньше востребован специалист в новых форматах производственных систем, тем больше времени он тратит на поиски особого смысла в своей деятельности и места своей профессии в иерархии спроса.

 

В то же время новые технологии рождают высокий спрос на специалистов, которых либо очень мало, либо нет вообще. Профессии не поспевают за информационным потоком. Не говоря об образовательной системе, которая консервативна по своей сути, а потому не в состоянии готовить тех специалистов, которые будут нужны рынку к моменту окончания курса обучения. Поэтому наиболее толковые люди активно используют возможности интернета для самообразования и не считают наличие формального диплома гарантией умений.

Охота за головами

Разрыв между тем, что нужно рынку, работодателям, бизнесу, и тем, что на рынке есть, нарастает. Повальная «охота за головами» приводит к не всегда достойным способам переманивания сотрудников внутри отраслей и между отраслями. И вынуждает работодателей конкурировать между собой не за содержание труда и его условия, а за потенциальные капризы работников. И вот уже офисы все больше напоминают то ли фитнес-клубы, то ли детские площадки. А отсутствие на корпоративной кухне разнообразия «печенек» и смузи — за счет работодателя, естественно, — воспринимается как жлобство.

Забавно то, что и эта мода недолговечна — и не успеют работодатели привыкнуть к слову «осознанность» и потратиться на «вовлеченность», как это все уже перестает работать. Развитие мировой сети и скорость информационного обмена ставят во главу угла любого продукта или сервиса единственный критерий — скорость. Если вникать во что-то нужно дольше нескольких минут — «ой, все!», найдутся дела поинтереснее. И подинамичнее.

 

Если еще 10 лет назад доставка товара в течение недели была нормой, то сейчас, если товар или услугу не доставят в день заказа, это как минимум странно. А перенос на день-два от назначенного срока возмущает. Да что там, даже задержка на час раздражает. И это очень хорошо: люди спрессовывают время своего существования, насыщают его различными событиями и живут значительно более информационно плотную жизнь, чем не только поколение их родителей, но даже поколение старших сестер и братьев.

Портрет современника

Но если представить себе самодостаточного, самообразованного, быстрого современника, экономящего каждую минуту своего времени, как типовой портрет работника, то понятно, что подходы к управлению тоже изменятся.

Что будет происходить, а точнее, что происходит прямо сейчас, пока вы читаете этот текст?

1. Офисы будут становиться все более виртуальными, офисные здания будут не нужны — и вкладываться в их строительство было бессмысленно еще пять лет назад, не то что сейчас.

2. Система присутствия «на работе с девяти до шести с перерывом на обед» ушла в прошлое, отдельные реликты жить будут недолго. Гибкий график, удаленные или динамичные рабочие места — это ближе к реальности, но тоже сугубо временно. Потому что автоматизация предприятий идет во всех отраслях и очень быстро. Ожидается высвобождение большого количества «ненужных» людей.

 

3. Тратиться на «вовлеченность и осознанность» будут только те, кто жил в последние 20 лет в глухой тайге и только вышел в бизнес-свет, накопив денег на сборе кедровых орехов. Потому что все остальные будут понимать, что никакая вовлеченность не формируется извне, а за внутренние ощущения индивида он сам и платит. Не ему платят, а он платит — если хочет.

4. Масса профессий исчезнет: одни за ненадобностью (как вымерли телефонистки или секретари-машинистки), другие в связи с развитием аутсорса и опять же автоматизацией (рекрутеры, бухгалтеры, водители, а некоторые прогнозы утверждают, что и врачи).

5. Люди будут работать в нескольких проектах одновременно, причем у разных работодателей в разных городах и странах. Это происходит и сейчас, и доля «многостаночников» среди персонала предприятия будет расти.

6. Люди будут зарабатывать в проектах столько, сколько им нужно для поддержания привычного образа жизни, и тратить тут же, не накапливая. Статусность иерархии (ценность названия «директор») уйдет в прошлое, привлекательность центростремительных и вертикальных карьер снизится до нуля, принадлежность к какому-то одному бренду или компании будет считаться ограниченностью и невостребованностью (уже так происходит).

 

7. Вообще границы будут исчезать — между отраслями, предприятиями, городами, странами, полами, поколениями, расами, религиями и пр. Информационный виртуальный мир, к которому мы очень быстро идем, — без границ и вне границ. Любые искусственные попытки притормозить этот процесс будут неуспешны на горизонте в 3-5 лет.

8. Все, что может идти в online, должно туда идти. Все, что не может, — тоже.

9. Трата времени «на дорогу» — в офис, на деловую встречу и прочее — будет вскоре восприниматься так же иронично, как использование факса для связи. Люди либо будут работать из дома (из ближайшего кафе), либо селиться рядом с офисом (выбирать офис рядом с жильем, если к жилью привязаны).

10. Наличие жилья, автомобиля, яхты и т. д. в собственности станет анахронизмом — отсюда прогнозируемое углубление кризиса на рынке недвижимости, производства автомобилей и в люксовом сегменте, чего бы он ни касался. Вообще люкс окончательно станет компенсационным уделом не очень развитых людей.

 

11. Изменятся мировые валюты, а с ними и способы заработка, инвестирования и др. Накопление денег будет бессмысленным, финансовые институты в их классическом варианте (банки) умрут — процесс начался, мы его наблюдаем.

Будущее без правил и принципов

Иерархические системы управления уходят в прошлое у нас на глазах. А с ними уходит время «правил» и «принципов», уютно защищавших еще совсем недавно от непредсказуемой жизни. Люди не успевают привыкнуть к реалиям нового мира, как они снова меняются. В период перемен выигрывает тот, кто планирует деятельность на управляемом небольшом отрезке, определяя далее только направление своих усилий. И внимательно смотрит на ситуацию, приближаясь к очередной реперной точке. В теории хаоса есть понятие точки бифуркации — критической точки системы, из которой ее развитие далее может пойти разными путями. Но главное — система не будет прежней. Время ее относительной устойчивости закончилось.

Мир находится в точке бифуркации. Далее может быть все что угодно, но только не так, как было раньше. По-моему, это прекрасно — мы живем в концентрате новых возможностей, которые можно увидеть, если не поворачиваться к будущему затылком, ностальгически разглядывая прошлое.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+