Мозги для бизнеса. Почему российские вузы не зарабатывают на инновациях

Фото Getty Images
Вузы способны не только давать образование, но и заниматься разработками инновационных идей

Вузы в России ассоциируются в первую очередь с образованием: высшим, вторым высшим, дополнительным и т. д. Считается, что вузы могут предложить обществу только дипломы. Но это не так, ведь это еще и научная инфраструктура, мозги, база для исследований и даже производство.

В США и Европе нет академий наук и отраслевых НИИ, там вся наука сосредоточена в университетах. И за новыми разработками бизнес идет в вузы. Университет Иллинойса (США) получил заказ на $250 000 от агрохимического гиганта Monsanto на создание технологий сокращения ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции. Агрохолдинги DuPont и Bunge оплатили этому вузу исследования, чтобы доказать способность соевого белка облегчать симптомы жировой болезни печени, а Nestle Infant Nutrition профинансировала разработку детской смеси, которая повышает иммунитет. Гарвард и Университет Ноттингема совместно с Rolls-Royce сконструировали «робототараканов» для ремонта авиационных двигателей, которые позволяют экономить до пяти часов при техосмотре. На основе этой разработки началось создание «робозмеи»-эндоскопа.

В Европе тоже много таких примеров. Эстонская судоходная компания TalTech за €100 000 заказала Таллинскому технологическому университету проект по умным автомобильным палубам (Smart Car Deck) для грузопассажирских паромов. Главные задачи — оптимизировать операции в трюмах, уменьшить число работников при погрузочно-разгрузочных работах и сократить время на посадку-высадку пассажиров и обработку грузов. В Германии Audi заказал Техническому университету Ингольштадта разработки по совершенствованию производственных систем, программного обеспечения и технологии человеко-машинного интерфейса, конструкции аэродинамических показателей автомобилей.

Часто именно в вузах рождаются новые идеи, меняющие рынок. 28-летний аспирант Гарварда и Массачусетского технологического университета (MIT) Эрез Либерман был стажером NASA и придумал алгоритм, определяющий правильность положения тела человека в невесомости. Патент купила компания iShoe для линейки удобной обуви и стелек для пожилых людей. Первые идеи беспилотных автомобилей еще в 1990-е предложил Амнон Шашуа, выпускник двух университетов Израиля. В MIT он создал систему, которая из анализа трех изображений объекта давала четвертое. Эту технологию купил японский инвестор для использования в сети дорожных камер. Шашуа вернулся в Израиль и разработал оптическую систему CogniTens для контроля качества деталей в автопроизводстве. В 2007-м этот стартап купила шведская Hexagon за $20 млн. Новая компания ученого Mobileye сейчас контролирует 70% глобального рынка smart-технологий для водителей. Intel планирует купить ее за $15 млрд.

В России также есть много примеров такого сотрудничества, но системный подход пока, к сожалению, не сформировался. Бизнес не может заниматься сразу всем: готовить кадры, проводить исследования, разрабатывать продукт, проводить апробацию и т. д. Он в первую очередь ориентирован на выпуск и продажу продукции. Чтобы произвести дорогой товар, нужны исследования, разработки, опыт.

Университеты могут дать экспертизу, подготовить концепцию, подтвердить возможность ее реализации. Некоторые наши вузы могут даже изготовить прототипы и образцы. Есть и такие, которые могут дойти до вывода продукта, но это скорее исключение. Университет ИТМО и компания Tra Robotics сделали прототип промышленного манипулятора «Ухват». Он отличается от подобных устройств тем, что может работать с разными по форме и массе объектами без перенастройки технологической линии. Разработка была представлена на робототехнической выставке TechCrunch Sessions: Robotics 2018 в США. Самарский медицинский университет совместно с холдингом «Росэлектроника» и концерном «Вега» вывел в серийное производство нейротренажер ReviVR, который использует виртуальную среду для имитации ходьбы. Пациенты, перенесшие инсульт и использовавшие этот тренажер, вдвое улучшили показатели двигательной активности.

Бизнес часто не осведомлен о возможностях вузов, а те, в свою очередь, не знают потребностей предприятий. Вопросы решаются «по знакомству»: кто-то кого-то знает, и на этом строится совместный проект. Компании не могут тратить время на поиск нужной инфраструктуры и коллективов. Поэтому быстрее, а зачастую качественнее и дешевле заказать импортную технологию и адаптировать ее.

Публичное формирование спроса со стороны бизнеса и предложений вузов решило бы эти проблемы. Так предприятия смогут выбирать лучшую из конкурирующих заявок вузов. Борьба за заказы будет стимулировать университеты вкладываться в развитие своей базы. В конце концов человеческий капитал и современная инфраструктура позволят вузам превратиться из просителей в создателей уникального торгового предложения.

Кузницы миллиардеров. Что окончили богатейшие бизнесмены и видные политики

Новости партнеров