К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Лекарство от всех болезней или гибель цивилизации: чем обернется для человечества новый виток развития искусственного интеллекта

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Экс-глава Google China и один из ста самых влиятельных людей мира по версии журнала Times Кай-Фу Ли рассказывает, как искусственный интеллект изменит мир в ближайшем будущем. Forbes публикует отрывок его книги «Сверхдержавы искусственного интеллекта. Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок»

Тележка с голосом Дженнифер Лоуренс

«Нихао, Кай-Фу! Добро пожаловать в супермаркет «Янью»

Всегда приятно, когда тележка для покупок приветствует вас, словно давний друг. Я еще только забираю тележку со стойки, а встроенные визуальные датчики на ее ручке уже завершили сканирование моего лица и извлекли из интернета данные обо мне: я люблю вкусно поесть, а моя жена превосходно готовит блюда китайской кухни. Пока я ломаю голову, какие продукты нам понадобятся на этой неделе, экран на ручке начинает светиться.

Тележка объявляет: «На экране список ваших обычных еженедельных покупок!» Это список основных продуктов, которые всегда входят в наш семейный рацион: свежие баклажаны, сычуаньский перец, греческий йогурт, обезжиренное молоко и так далее.

 

Мой холодильник и кухонные шкафы уже определили, какие припасы нам надо пополнить на этой неделе, и автоматически заказали доставку продуктов длительного хранения — риса, соевого соуса, растительного масла — большими упаковками. К тому же продовольственные магазины, такие как «Янью», теперь могут давать рекомендации с учетом наших пожеланий: свежая продукция, уникальные вина, живые морепродукты. Благодаря этому крупные розничные сети получат возможность существенно уменьшить суммарную площадь своих супермаркетов и открыть небольшие магазины в пешей доступности от домов.

«Дайте мне знать, если вы хотите что-то добавить или удалить из списка, — продолжает тележка. — Исходя из набора продуктов в вашей корзине и вашем домашнем холодильнике можно предположить, что ваш рацион на этой неделе будет отличаться низким содержанием волокон. Следует ли мне добавить пакетик миндаля или ингредиенты для горохового супа, чтобы исправить это?»

 

«Нет, горохового супа не надо, но отправьте, пожалуйста, мне на дом большой пакет миндаля — спасибо». Я не уверен, что алгоритм требует благодарности, однако по привычке все равно благодарю его. Просматривая список, немного изменяю настройки. Дочери в отъезде, так что пару пунктов можно удалить, и в моем холодильнике уже есть небольшой кусок говядины — сделаю для своей жены лапшу с мясом по рецепту моей матушки.

«Надо удалить греческий йогурт: с сегодняшнего дня переходим на цельное молоко, — и добавить специи для лапши из говядины, они закончились».

«Хорошо!» — отвечает тележка, обновляя мой список покупок. Она говорит на мандаринском наречии, копируя голос моей любимой актрисы — Дженнифер Лоуренс. Это приятная мелочь и одна из причин, по которой домашние дела больше не кажутся такими скучными.

 

«Мы помним, что у вашей супруги скоро день рождения»

Тележка едет через магазин совершенно самостоятельно, на несколько шагов опережая меня, пока я выбираю самые спелые баклажаны и самый душистый сычуаньский перец — именно они, в сочетании с остальными специями, придают лапше с говядиной ее чудесный пряный вкус. Затем тележка ведет меня в ту часть магазина, где робот тщательно месит и растягивает свежую лапшу. Когда я кладу продукты в тележку, камеры распознавания глубины, расположенные по ее краю, детектируют каждый предмет, а датчики на дне определяют его вес. Мои покупки автоматически вычеркиваются из списка продуктов на экране, а их цена прибавляется к счету. На основе данных о моих предыдущих покупках в магазине точное местонахождение и характеристики каждого из товаров были оптимизированы при помощи инструментов восприятия. На какие выкладки товаров покупатели не обращают внимания? Где они останавливаются и какие товары берут в руки, чтобы изучить внимательнее?

И какие из них они в конце концов покупают? Эта матрица визуальных и коммерческих данных дает супермаркетам, использующим ИИ, возможность изучать поведение потребителей, как раньше это делали интернет-магазины. Завернув за угол, в проход между полок с вином, я вижу дружелюбного молодого человека в униформе сотрудника отдела. «Здравствуйте, мистер Ли, как поживаете? — говорит он. — К нам только что поступила партия великолепных вин из долины Напа. Мы помним, что у вашей супруги скоро день рождения, и хотели бы предложить вам десятипроцентную скидку на вашу первую покупку Opus One 2014 года. Ваша супруга обычно доверяет винодельческому хозяйству «Увертюра», и это премиальное предложение от того же производителя. Вино, которое я рекомендую вам сейчас, имеет нотки кофе и даже темного шоколада. Хотите попробовать его?» Он знает мою слабость к калифорнийским винам, и я соглашаюсь на его предложение. Вино просто великолепное.

«Мне нравится, — говорю я, возвращая бокал молодому человеку. — Я возьму две бутылки». «Отличный выбор — вы можете продолжить покупки, а я принесу вам вино через несколько минут. Если захотите заказать регулярную доставку на дом или ознакомиться с нашими рекомендациями и взять на пробу еще что-нибудь, то можете воспользоваться приложением „Янью» или побеседовать со мной здесь, в зале». Все служащие отдела хорошо осведомлены, дружелюбны и обучены искусству продажи дорогих товаров. Должность консультанта предполагает больше общения, чем обычная работа в супермаркете, — все сотрудники готовы обсудить ингредиенты, место происхождения продукта и то, чем он похож или не похож на те, что я попробовал раньше.

Дальнейшее путешествие по магазину проходит как всегда: тележка ведет меня по залу, а сотрудники иногда предлагают купить товары, которые, как предсказывают алгоритмы, должны мне понравиться. Во время того как очередной сотрудник упаковывает все, что я купил, мне на телефон поступает сигнал, что чек за покупки уже в моем кошельке WeChat Wallet. Пока я выхожу из магазина, тележка для покупок сама возвращается к своей стойке, а я по дороге домой, к своей семье, с удовольствием прогуляюсь пешком через два квартала.

Для походов за покупками во времена, когда мы привыкнем полагаться на силу ИИ восприятия, будет характерно одно из фундаментальных противоречий грядущей эпохи ИИ — между естественностью и революционностью. Наши повседневные занятия не так уж сильно изменятся, но оцифровка мира избавит нас от многих проблем и адаптирует услуги в соответствии с нуждами каждого человека. Удобство и изобилие онлайн-мира станут частью нашей офлайн-реальности. Не менее важно и то, что благодаря лучшему пониманию и прогнозированию привычек каждого покупателя эти магазины смогут оптимизировать цепочки поставок, сокращая тем самым количество пищевых отходов и повышая рентабельность.

 

Появление таких супермаркетов, как я описал, не за горами. Основные технологии уже есть, и остается лишь доработать программное обеспечение, адаптировать цепочки поставок и открыть сами магазины. 

Обратная сторона ИИ

Все продукты и услуги искусственного интеллекта, описанные в предыдущих главах, просты, понятны и основаны на ныне существующих технологиях. Чтобы выйти с ними на рынок, не требуется никаких масштабных прорывов в исследованиях ИИ, достаточно обычной повседневной работы по их адаптации: сбора данных, корректировки формул, экспериментов по итерации алгоритмов в различных сочетаниях, прототипирования продуктов и экспериментов с бизнес-моделями. Но эпоха внедрения принесла нам нечто большее, чем возможность создавать продукты для практического применения. Она разожгла интерес людей ко всему, что относится к ИИ. Поэтому мы верим, что совсем скоро можем обнаружить «святой Грааль» исследований ИИ — сильный искусственный интеллект (СИИ), и начать создавать мыслящие машины, способные выполнять любые интеллектуальные задачи, с которыми справляется человек, и делать многое из того, что человеку недоступно. Существует мнение, что с появлением СИИ у машин, способных к самосовершенствованию, начнется стремительное развитие компьютерного интеллекта. Это явление часто называют сингулярностью или эрой искусственного сверхразума. Если так и произойдет, мир могут заполнить компьютеры, превосходящие нас в интеллектуальном плане настолько же, насколько мы превосходим насекомых. Столь фантастические предсказания разделили большую часть интеллектуального сообщества на два лагеря: утописты и сторонники антиутопии. Утописты видят в расцвете СИИ и наступлении сингулярности последний рубеж, отделяющий нас от светлого будущего, в котором человечество раздвинет границы сознания и победит смерть. Рэй Курцвейл — эксцентричный изобретатель и крупнейший идеолог Google — считает, что в будущем люди и машины сольются воедино. По его представлению, люди будут «загружать» свой разум в облака и постоянно обновлять ткани тела с помощью специально обученных нанороботов, введенных в кровоток. Курцвейл предсказывает, что к 2029 году мы получим компьютеры с интеллектом, сопоставимым с человеческим (т. е. СИИ), а точка сингулярности будет достигнута к 2045 году. Другие мыслители-утописты видят в СИИ средство, которое позволит нам быстро разгадать тайны Вселенной. Основатель DeepMind Демис Хассабис считает, что с помощью сверхчеловеческого интеллекта мы, наконец, разрешим задачи, казавшиеся неразрешимыми: остановим глобальное потепление и научимся побеждать ранее неизлечимые заболевания.

Однако не все настроены столь оптимистично. Илон Маск назвал суперинтеллект «самой большой опасностью, с которой мы можем столкнуться как цивилизация», сравнивая его создание с «призыванием демонов». Многие выдающиеся интеллектуалы, в том числе покойный космолог Стивен Хокинг, присоединились к лагерю антиутопистов Маска, некоторые из них — вдохновившись работой оксфордского философа Ника Бострома, чья книга «Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии», вышедшая в 2014 году, захватила воображение значительного числа футуристов. По большей части сторонники антиутопической версии будущего не боятся, что ИИ захватит мир, как это было показано в фильмах вроде «Терминатора», в которых человекоподобные роботы охотятся на людей, охваченные жаждой поработить человечество. Суперинтеллект будет продуктом, созданным человеком, а не появившимся в результате естественной эволюции, а потому у него не может быть тех инстинктов выживания, размножения или доминирования, которые управляют поведением людей или животных. Скорее всего, он просто будет стремиться достичь поставленных перед ним целей наиболее эффективным способом. Опасность состоит в том, что если люди окажутся препятствием для достижения одной из этих целей — например, обратить вспять глобальное потепление, то суперинтеллект может легко, даже случайно, стереть их с лица земли. Чтобы сделать это, компьютерной программе, чей разум и воображение намного превосходят человеческие, не потребуется никаких вооруженных роботов. Глубокое понимание химии, физики и нанотехнологий позволит ИИ мгновенно достичь своих целей, используя гораздо более изобретательные способы. Исследователи называют это «проблемой управления» или «проблемой выравнивания значений», и она беспокоит даже тех, кто относится к СИИ с оптимизмом. Прогнозы о том, когда будут достигнуты такие результаты, сильно расходятся. Бостром в своей книге приводит ответы специалистов по ИИ, которые склоняются к тому, что СИИ появится в 2040 году, а суперинтеллект, скорее всего, — в течение трех десятилетий после этого. Но не будем спешить с выводами. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+