К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Я не за Путина, я за любовь»: как малый бизнес в центре Москвы переживает уличные протесты

Фото REUTERS / Maxim Shemetov
Фото REUTERS / Maxim Shemetov
Несогласованные митинги в поддержку оппозиционных кандидатов, снятых с выборов в Мосгордуму, серьезно повлияли на работу кафе и магазинов в центре столицы. Forbes пообщался с малым бизнесом, оказавшимся в эпицентре протеста

Несогласованный митинг сторонников кандидатов, не допущенных до участия в выборах депутатов Мосгордумы, в субботу, 27 июля, обернулся самым ожесточенным за последние годы уличным противостоянием оппозиционеров и сотрудников полиции и Росгвардии. Перекрытия и столкновения в центре Москвы превратили в хаос работу многих заведений. Колонны протестующих, рассредоточенные по району, обеспечили некоторым точкам беспрецедентно большую выручку  в жару люди опустошали тележки с мороженым и набивались в супермаркеты, спасаясь от силовиков. А кому-то нанесли серьезный ущерб  например, бегущие от ОМОНа протестующие сносили мебель и роняли тепловые пушки на летних верандах.

3 августа оппозиция планирует вновь провести акцию протеста. Митинг на Большой Лубянке не согласован с правительством Москвы (власти предложили перенести собрание на проспект Академика Сахарова, но организаторов митинга такой вариант не устроил) — а это значит, что малый бизнес опять ощутит на себе последствия политического кризиса. Корреспонденты Forbes обошли кафе, продуктовые магазины, парикмахерские и аптеки на пути следования оппозиционеров и узнали, кто из предпринимателей выиграл, а кто — проиграл от всплеска гражданской активности в столице.

Марш неиспуганных. Как тысячи москвичей устроили несогласованное шествие в центре Москвы

 

«Когда такое происходит, хочется спрятать людей»

Елена Акопян, менеджер магазина «Азбука Вкуса» в Камергерском переулке

У нас, кроме торгового зала, работает еще и кафетерий. Оба были битком. Но продажи не увеличились — люди приходили не за продуктами, а прятались от ОМОНа. Огромная толпа, у всех обезумевшие глаза. Стадное чувство — это страшно. Я тут сама двери держала руками, чтобы толпа не налетела в магазин, а то было бы не протолкнуться.

 

Нам, конечно, все это не нравилось, но людей мы не выгоняли. Магазин пришлось закрыть минут на десять, чтобы обезопасить людей, которые находятся внутри. Люди были благодарны, ничего не разгромили.

Те, кто остался снаружи, были возмущены: якобы я не имею права закрывать двери. Говорили: «Вы не понимаете, что вы делаете, вы что, за [Владимира] Путина?» А я не за Путина, я за любовь. Политика — это дело политиков. Когда такое происходит, хочется спрятать людей. Мы слышали, что были дубинки и был газ. Я все понимаю — свобода слова, все такое, но мы находимся на рабочем месте, и мне нужно обезопасить сотрудников и людей, которые зашли к нам просто кофе выпить.

«Митингующие — это в основном финансово несостоятельные люди»

Управляющий бара в Столешниковом переулке, предпочел остаться анонимным

 

Поток клиентов из-за этих митингов уменьшился в несколько раз. Даже когда все закончилось, все равно никого не было. Выручка снизилась в четыре раза по сравнению с обычными выходными. Толпа создавала дискомфорт для наших гостей. 

Сами митингующие не заходили — финансово несостоятельные люди обычно не заходят в такие заведения в центре, а там [на митинге. — Forbes] были в основном такие.

«Напитки навынос принесли дополнительных 15 000-20 000»

Ирина Тен, менеджер ресторана «Жаровня» на Большой Дмитровке

До нас митинг не дошел — все вокруг было оцеплено. Но на выручке акции протеста сказались положительно. Заходило много людей, брали навынос напитки: воду, колу. Это принесло нам дополнительно 15 000-20 000 рублей. Гостей в самом заведении было столько же, сколько и обычно, никакого ущерба мы не зафиксировали. К этой субботе мы подготовимся — на всякий случай уберем летнюю веранду, чтобы ничего не снесли.

«Поступило предупреждение от префектуры»

Федор Соколов, управляющий рестораном «Жан-Жак» в Столешниковом переулке

 

В прошлую субботу мы были закрыты — утром нам поступило письмо от префектуры [ЦАО Москвы. — Forbes], в котором была рекомендация закрыть заведение на время несанкционированной акции, чтобы избежать возможного ущерба. Мы послушались и из-за этого недополучили несколько десятков тысяч рублей выручки. Вечером, уже после того как митинг закончился, продолжили работу в обычном режиме. По поводу этой субботы никаких предупреждений не поступало, планируем открыться как обычно.

«К нам приходили, запретили продавать алкоголь»

Влада Мышковская, хостес ресторана «Краснодар» на Большой Дмитровке

Рядом с нами все дороги были перекрыты, люди ходили и скандировали лозунги. У нас ничего не снесли, обошлось. Веранды мы закрыли в целях безопасности, людей пересадили внутрь. К нам приходили, предупредили, что нельзя продавать на время акции алкоголь, чтобы люди не буянили. Этот запрет не сильно отразился на выручке. Может, человек пять всего хотели заказать.

За счет того, что некоторые заведения в центре были закрыты, к нам заходило больше людей. Если в эту субботу все повторится, мы опять веранду закроем.

 

«Было волнительно»

Инна Дворянкина и Мария Алешникова, администраторы магазина здорового питания «Город-Сад» на Большой Дмитровке

У нас весь зал был заполнен людьми из-за этого [акции протеста. — Forbes]. Выручка не выросла, люди просто пережидали. Вскоре отряд ОМОНа пошел в другую сторону — и все, улицу освободили. Но люди все равно продолжали у нас сидеть, пережидать. Это продолжалось часа два-три. Было волнительно.

Брали у нас только напитки, это существенно не повлияло на выручку. Под вечер все стихло. Я слышала, что в эту субботу будет митинг еще один. Было предложение от руководства закрыться, но нет, не закроемся.

«Пришлось списать хлеб и круассаны»

Жанна Шпагина, управляющая кофейней «Циники» на Большой Бронной

 

Наше кафе находится неподалеку от станции метро «Пушкинская». Из-за того что выход из станции и часть улицы были перекрыты, к кафе не было возможности ни пройти пешком, ни доехать на автомобиле. Выручка по итогам дня оказалась на 70% меньше нашей средней дневной выручки. Кроме того, нам пришлось списать нераспроданные хлеб и круассаны товары, срок годности которых 24 часа. Обслужить удалось только тех клиентов, которые целенаправленно шли к нам в обход через несколько кварталов.

В целом мы привыкли ко всяким перекрытиям. На этом месте мы работаем с 2015 года — сначала как «Даблби», теперь под собственным брендом. И когда стартовала программа «Моя улица» и начались строительные работы на Большой Бронной, мы тоже терпели убытки. Два ресторана рядом с нами закрылись вовсе. В эту субботу, думаю, нас ждет та же ситуация, что и в прошлую. Я не против акций, но было бы хорошо, если бы людей, направляющихся целенаправленно в какие-то заведения, свободно пропускали.

«У нас другая беда» 

Надежда Пак, основательница сети кафе здорового питания «Рецептор» и кофейни «КофеЦвет»

В «Рецепторе» на Чистых Прудах мы не особенно заметили изменений, потому как находимся во дворах и до нас доходят именно те, кто знает нас и идет целенаправленно к нам. На Патриках [Патриарших Прудах. — Forbes] у нас другая беда — только на этой неделе закончили укладку асфальта. До этого убирали плитку тротуарную. Все это длилось с мая месяца. Именно на нашей улице затянули — видимо, потому что там немного ресторанов. Выручка упала на 55%. Усилил ли этот момент митинг — не знаю. А вот на «КофеЦвет» на Покровке именно акции протеста сильно сказались».

 

«Люди шли не за тем, чтобы пить кофе»

Максим Завьялов, генеральный директор кофейни «КофеЦвет» на Покровке

В прошлую субботу из-за акций протеста мы ощутили серьезный отток посетителей — люди если и выходили в центр, то не за тем, чтобы пить кофе. Выручка оказалась на 35% ниже той, что мы прогнозировали. Мебель нам не ломали, но после акции разрисовали стены граффити — пострадали мы и соседний «ВкусВилл». Ничего тематического не нарисовали, просто вандалы, но фасад придется перекрашивать. Денег на это уйдет, к счастью, немного — краска осталась с открытия, надо только купить валик и заплатить 300 рублей за работу. Мы работаем всего месяц, и такой провал по выручке стал неприятным сюрпризом для нас. Знаем, что в будущую субботу тоже планируется несогласованная акция в центре, но режим работы менять не планируем: будем работать как обычно.

«Тяжелый уик-энд»

Александр Евдаков, управляющий барами Rock’n’Roll и Martinez

В прошлую субботу, в день митинга, нам пришлось тяжко. Заведения находятся на пути следования митингующих, и из-за перекрытия дорог и въезда в центр многие из гостей так и не добрались к нам. Это отразилось на выручке в обоих заведениях Rock’n’Roll и Martinez она упала на 20%. Но мы были готовы к тому, что нам придется сложно в финансовом плане в этот уик-энд.

 

Актов вандализма или каких-то волнений у нас не было — хоть и находимся на маршруте. Два сотрудника у меня опоздали на работу, как раз из-за того, что ехали на такси и пришлось строить другой маршрут. В эту субботу планируем работать в обычном режиме.

«Клиенты обходили с другого переулка»

Василий Михайлов, основатель колорбара ColBa и сети эконом-барбершопов «СуперМен»

Я вообще не знал ничего ни про какие митинги, но днем сотрудники из ColBa — это Гнездниковский переулок, примыкающий к Тверской, — начали присылать фото и видео толпы людей, идущей мимо салона. Потом в переулок пришли росгвардейцы, оцепили все, людей перестали пускать. Не пускали даже клиентов, записанных к нам на определенное время. Но это наши постоянные гости, они не испугались и зашли с другого переулка. Оцепление длилось около часа, потом его сняли и мимо пошел огромный поток людей. Не знаю, были это митингующие или просто прохожие, но народ к нам заходил намного активнее, чем в обычные летние субботы. Выручка увеличилась тысяч на 10-15. Может быть, конечно, повлияла погода — было солнышко.

«Отрезали пути к бутику»

Марта Брижан, основатель бренда Martа Brizhan (шоу-рум одежды и рюкзаков в Столешниковом переулке)

 

Выходные дни приносят шоу-румам основной поток клиентов, а значит, и выручки. В минувшую субботу митинг просто отрезал пути к Столешникову переулку, где находится наш бутик. Я сама не смогла ни доехать, ни дойти до своего офиса. Также у нас отменились запланированные доставки и самовывоз на это время. Хорошо, что мы ставим акцент на продажах в маркетплейсах. В интернете продажи не останавливались, но размер недополученной выручки составил 50 000-70 000 рублей.

Инфляция мороженого

Продавщица мороженого в Столешниковом переулке

Был тяжелый день. Но я продала мороженого в два раза больше, чем обычно.

Кухня без шефа

Пресс-служба ресторана «Техникум» на Большой Дмитровке

 

Главное неудобство — это, пожалуй, то, что наш шеф-повар не смог попасть в ресторан.

От Тверской до Трубной: в центре Москвы прошла несогласованная акция за допуск оппозиции на выборы в Мосгордуму

От Тверской до Трубной: в центре Москвы прошла несогласованная акция за допуск оппозиции на выборы в Мосгордуму

Фотогалерея «От Тверской до Трубной: в центре Москвы прошла несогласованная акция за допуск оппозиции на выборы в Мосгордуму»
24 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости