БДСМ и метание топоров: как российские компании празднуют наступление Нового года

Оригинальные корпоративы пользуются все большей популярностью у российских компаний Оригинальные корпоративы пользуются все большей популярностью у российских компаний Фото DR
Новогодние корпоративы с каждым годом становятся все более креативными. Вместо классических застолий работодатели вовлекают сотрудников в занятия спортом, вывозят их за границу или даже устраивают «голые» вечеринки в бассейне. Сколько это стоит и какой эффект дает?

Дискотека с новогодними хитами, много алкоголя и Дед Мороз, достающий из мешка органайзеры и ежедневники, — стандартный сценарий предновогодней вечеринки в большей части российских компаний. Он уже порядком утомил сотрудников, свидетельствуют данные опроса Superjob: три из четырех респондентов предпочли бы поменять новогодний корпоратив на денежную премию.

Тем не менее, по информации того же Superjob, 40% компаний в этом году не станут изменять традициям и отпразднуют Новый год в ресторане. Еще 17% соберутся в офисе. А 18% вовсе откажутся от корпоратива, потому что никогда его не проводят (10%) или на застолье нет денег (8%).

Однако есть в России и любители нестандартных праздников. 2% компаний устроят коллективный поход в баню, проведут спортивное мероприятие или отправятся с коллегами за границу. И количество оригинальных работодателей в каждым годом будет только расти, считает Игорь Полонский, гендиректор ивент-агентства Director's Cut. По его словам, главные тренды на рынке корпоративных вечеринок — вовлеченность в совместную деятельность, будь то спектакль с участием сотрудников или благотворительность, а также новые смелые форматы отдыха. «В молодых коллективах, например IT-компаниях, сильно расширились границы допустимого. Мы видели мероприятие для одного из интернет-лидеров в стиле БДСМ. Без порно, конечно, но 500 человек были в кожаных одеждах, намордниках, наручниках, кто-то играл в доминирование-подчинение», — рассказывает Полонский.

Сотрудники ждут от корпоратива вау-эффекта, а не скучных застолий, говорит Александр Пилия, креативный директор организатора мероприятий «Аэроклуб Тур». «Грани креатива зависят не только от смелости клиента, но и от его культурного кода: для кого-то это оркестр полуобнаженных барабанщиц, для других — возможность привести на площадку живой символ Нового года», — рассказывает Пилия. По его словам, один из последних «диких» запросов — организация «шоколадного ринга» для женской борьбы. Так назывался бассейн, наполненный горячим шоколадом, в котором состязались приглашенные модели.

Forbes собрал истории нескольких компаний, которые рискнули променять ресторанное застолье на что-то более оригинальное, и подсчитал, во сколько обходится креатив работодателю.

Тимбилдинг в стиле ню

Три года назад владелец стриптиз-клуба Golden Girls Лаки Ли решил устроить 120 сотрудникам праздник для «души и тела»: организовал поход на закрытый показ мюзикла «Чикаго» и ночное купание в арендованном под компанию аквапарке. Дресс-код вечерней программы — нагота. Не только танцовщицы, но и офисные сотрудники могли купаться в бассейнах и кататься с горок без одежды. Правда, некоторые, самые стеснительные, все же предпочли остаться в купальниках.

«Я хотел дать понять сотрудникам, что они работают в лучшем месте России, практически в раю. И стал размышлять, с чем же он у меня ассоциируется. Первое — веселый пляжный отдых. Второе — Адам и Ева до грехопадения, наслаждающиеся пребыванием в райском саду. До грехопадения — значит, без одежды», — объясняет Ли концепцию праздника. По словам предпринимателя, «чужих» в аквапарке «Ква-Ква парк» не было, поэтому сотрудники чувствовали себя свободно.

Корпоратив Golden Girls

Необычный корпоратив обошелся в 669 000 рублей: 210 000 рублей стоил мюзикл, остальное — затраты на купание. Ли считает расходы оправданными: подобные мероприятия сплачивают коллектив и резко сокращают текучку, уверен предприниматель. Продолжительность работы артисток в клубе Golden Girls, по словам Ли, составляет от трех до семи лет. «В других московских клубах этот срок редко оказывается больше года. Многие наши артистки рекомендуют эту работу своим сестрам, что не может нас не радовать», — объясняет предприниматель.

Животный праздник

Накануне нового, 2019 года в сети отелей для домашних животных BookingCat корпоратив превратился в «котпоратив» — сотрудники должны были прийти на вечеринку с питомцами. Животных нужно было нарядить в праздничные костюмы или новогодние аксессуары, рассказывает Маргарита Никитина, основательница компании. Во время праздника сотрудники дарили подарки не друг другу, а питомцам коллег: игрушки, сертификаты на маникюр или стрижку.

По словам Никитиной, в BookingCat устраиваются люди, которые любят животных, поэтому идею необычного корпоратива поддержали все. Питомцы дома есть у всех нынешних сотрудников компании, но если кот или собака агрессивны или их долго и сложно транспортировать, хозяин мог прийти в одиночку, но нарядиться сам — например, надеть ободок с кошачьими ушками.

Затраты не превысили 20 000 рублей. Праздник проходил в одном из отелей, поэтому компания не тратилась на аренду, а большую часть подарков прислали спонсоры. Основные статьи расходов — 15 000 рублей на фуршет для людей и 5000 рублей на лакомства для питомцев. В прошлом году животных угощали тортом, внутри которого был кошачий паштет, а сверху — марципан.Корпоратив BookingCat

«Напоминает «елку» в детском саду с теми же костюмами и ушками, единственное, концертные номера заменены на интересные истории из жизни питомцев», — рассказывает Никитина. Она утверждает, что необычный корпоратив дает команде «сплочение общей идеей». В этом году она планирует повторить «котпоратив».

Вареники-предсказатели

Сотрудники сети детских центров «Бэби-клуб» превратили новогодний корпоратив в «День вареника». В последний рабочий день года сотрудники собираются на офисной кухне и лепят вареники с начинками-сюрпризами. Потом готовят их, накрывают большой стол в «переговорке» и отмечают наступающий Новый год.

Этой традиции уже семь лет. Идею предложила сотрудница из Ростова-на-Дону, где вареники с «сюрпризами» готовят в канун Старого Нового года (ночь с 13-го на 14 января). У каждого свое значение: нить — к дороге, монетка — к деньгам, перец — к острым ощущениям. В «Бэби-клубе» адаптировали традиционные значения: теперь нить означает командировку, монетка — крупную сделку, например продажу франшизы в город-миллионник, пуговица — новый проект.

«Формат прижился сам собой, так как он очень хорошо попал в такие наши ценности, как неформальность и непринужденная семейная атмосфера», — рассказывает Юрий Белонощенко, гендиректор «Бэби-клуба».

Корпоратив  Бэби-клуб

На День вареника можно приходить с детьми , обычно на нем присутствуют все 45 сотрудников московского и самарского офисов. Затраты на праздник минимальные — до 15 000 рублей на оба города.

На кровно заработанные

Пока другие компании придумывают, как заманить сотрудников на корпоратив, Альфа-банк отбивается от желающих: вход на главный праздник года в компании платный — 2500 рублей с человека. Тем не менее 3000 мест на «елку», которая уже шестой год подряд проходит в клубе Arena на Ленинградском проспекте, заканчиваются за две недели до корпоратива, рассказывает директор по маркетингу и корпоративным коммуникациям Альфа-банка Алексей Гиязов.

Продажа билетов компенсирует около 20% затрат на организацию праздника. Часть билетов сотрудники — победители внутреннего конкурса — все же получают бесплатно. Общие затраты на мероприятие банк оценивает в 28 млн рублей.

На корпоративе сотрудников ждет вполне стандартный сценарий: выступление 1-2 звезд российской сцены (в прошлом году приглашали Тимати и Светлану Лободу), фуршет и нетворкинг с топ-менеджерами компании. «У нас не было необычных корпоративов, и это осознанная политика. Мы считаем, что если компания приводит тигров и крокодилов или придумывает что-то нестандартное и, как правило, дорогое, у команды возникает вопрос: «Зачем вы на это тратитесь? Значит, вы нам недоплатили», — объясняет Гиязов.

Корпоратив Альфа-банка

Такая модель не должна называться корпоративом, считает Юрий Кондратьев, директор кадрового агентства Lightman Solutions. «В чем корпоративность мероприятия, если оно, условно говоря, не для всех?» — удивляется эксперт. По его мнению, корпоратив — это награда для сотрудников: «Какая же это награда, если за нее надо заплатить? Получается, это просто покупка». Психолог Анна Родионова согласна с этим: «Задача корпоратива — сформировать у сотрудников лояльность к компании, но эффект может быть диаметрально противоположным, если предложить им самостоятельно оплатить участие в празднике и озвучить это в приказном порядке».

Гиязов уверен в том, что стратегия банка правильная: «Бесплатное не ценится. К сожалению, сотрудники говорят, что придут на стандартный корпоратив, но не приходят — компания впустую тратит деньги. А у нас все билеты раскуплены». По его словам, некоторые кандидаты задают вопросы о корпоративе еще на этапе собеседования, многие перекупают билеты друг у друга накануне праздника.

Пятый элемент

В конце декабря 2018-го интернет-доска объявлений «Авито» провела корпоратив по мотивам знаменитого фантастического фильма Люка Бессона «Пятый Элемент». Лозунгом праздника стала фраза «Авито — ты просто космос!», рассказывает представитель компании.

Гости развлекались робофутболом — настольной игрой с роботами-тараканами, которых можно было перемещать по полю с помощью пульта управления. Также сотрудники сражались в виртуальной реальности на лазерных мечах — надевали шлемы и «рубили» всплывающие предметы, — и тестировали симулятор гравитации — центрифугу, арендованную у компании-производителя аттракционов. В кислородном баре можно было выпить коктейли и попробовать «космическую» еду из тюбиков. На корпоративе даже работал астролог.

Хедлайнером мероприятия была группа «Каста», кроме нее выступала оперная певица в костюме Плавалагуны — вымышленной певицы, одного из персонажей «Пятого элемента».

Корпоратив Авито

Праздник в клубе Cition Hall для 1500 человек обошелся «Авито» в сумму свыше 10 млн рублей. После корпоратива HR-служба провела опрос, чтобы оценить уровень удовлетворенности и вовлеченности коллег. Результаты оказались положительными. «Для нас очевиден эффект в виде увеличения вовлеченности, командного сплочения и кросс-функциональной коммуникации. Конечно, сами по себе корпоративы не дадут никакого эффекта, это всего лишь один из приятных инструментов культуры компании», — говорит Наталья Бурлай, HR бизнес-партнер «Авито»

Чтобы увеличивать вовлеченность сотрудников, компания разрешает им спать в офисе рабочее время, кормит бесплатными обедами и фруктами, в офисе работает массажный кабинет, психолог, есть собственная футбольная команда.

Карнавальная ночь

Не все компании готовы радикально менять привычный подход к корпоративам, некоторые начинают с малого — например, заменяют посиделки в ресторанах на костюмированные вечеринки. Агрегатор услуг Zoon, например, в 2019 году провел праздник в тематике сказки «Щелкунчик». На корпоратив пригласили балерин из танцевального коллектива Royal Ballet и танцмейстера, который учил сотрудников кружиться в вальсе. Часовое выступление пяти танцовщиц обошлось в 45 000 рублей, всего на праздник для 350 сотрудников потратили 4,8 млн рублей.

IT-компания «Инфосистемы Джет» устроила в пятницу 13 декабря «шабаш» — костюмированную вечеринку в стиле Хеллоуина, привязав событие к «страшной» дате. А агентство интернет-маркетинга Kokoc Group в этом году готовит для сотрудников корпоратив в стилистике Венецианского карнавала.

Корпоратив Zoon

Skyeng вместо традиционного корпоратива в офисе проведет Новый год на внешней площадке — в «Телеграф Холле» — в духе известного американского фестиваля Burning Man, проходящего в пустыне Блэк-Рок в Неваде. Сотрудникам рекомендуют прийти в стилизованных костюмах — всем выслали письмо со ссылками на магазины, где можно купить подходящую атрибутику. Гостей будет развлекать диджей с техно- и электронной музыкой. Бюджет праздника — 2 млн рублей.

«Несмотря на то, что у нас довольно большой офис, мы — 400 человек — никак в нем не поместимся. Да и просто хочется иногда менять обстановку, хотя бы на праздниках, чтобы хорошенько отдохнуть и расслабиться. И чтобы ни у кого не было соблазна включить компьютер и доделывать рабочие задачи», — объясняет перемены Полина Лаптева, руководитель отдела внутренних коммуникаций Skyeng.

«ЗОЖ головного мозга»

Еще один формат новогоднего корпоратива, который набирает популярность у небольших компаний, — совместный поход на танцы, мастер-класс или другой вид коллективного отдыха. «Все больше компаний поддерживают тренд на ЗОЖ. Но если раньше это касалось только будничной рутины — йоги в офисе или скидок на абонементы в фитнес, — то теперь стало проникать и во внерабочий досуг. Не обошел «зож головного мозга» и новогодние корпоративы», — считает Иван Бородин, управляющий партнер сквош-клуба «Москва».

Среди любителей «побегать, попрыгать, снять стресс и повеселиться» он выделяет Сбербанк, «Декатлон», Qiwi и «Яндекс». В среднем спортивный корпоратив на компанию в 100 человек с банкетом обходится в 250 000 рублей.

Встречаются и более экстремальные виды совместного отдыха. Сотрудники логистической компании «Вокс логистика» долго ломали голову над тем, как отметить наступающий Новый год. Ресторан — банально, кулинарный мастер-класс уже пробовали в прошлом году. Думали поехать на природу, но погода не располагала к вылазкам за город. Тогда IT-директор предложил пойти в тематический клуб «Лесоруб», где учат метать топоры. Сначала коллеги не восприняли идею всерьез, но ничего лучше так и не придумали.

Цена необычного отдыха оказалась доступной — 850 рублей в час на человека, общий бюджет праздника для 12 сотрудников — 45 000 рублей. Коллеги провели в клубе четыре часа: сначала просто учились метать топоры в деревянную мишень, а потом соревновались, у кого это лучше получается.

Корпоратив  Qiwi

В прошлом году коммуникационное агентство PR Partner объединило бюджеты на празднование дня рождения компании и Новый год и на эти деньги в декабре организовало поездку в Стамбул с экскурсией по городу и ужином. Затраты на организацию, билеты, проживание и трансфер компания взяла на себя. Из 35 сотрудников поехать смогли 25. Компания вылетела в субботу и вернулась в Москву в понедельник. Завершили культурную программу катанием на теплоходе по Босфору.

Общие расходы на человека составили около 21 000 рублей. «Это хорошая инвестиция в команду. Всем понравилось однозначно. И я заметила, как ребята стали дружнее и с большим энтузиазмом завершили непростой декабрь. Плюс море впечатлений, новых историй и спонтанный тимбилдинг», — рассказывает Инна Анисимова, гендиректор PR Partner. В этом году компания планирует повторить эксперимент, на этот раз отправившись в Италию.

Новости партнеров