К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Время больших возможностей: где искать новые Airbnb, WhatsApp и Uber

Фото Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
Коронавирус уже изменил экономическую ситуацию по всему миру. О том, как во время пандемии действуют венчурные инвесторы и почему мы находимся на пороге новой технологической волны, рассуждает руководитель Клуба инвесторов Бизнес-школы Сколково Виталий Полехин.

Во время пандемии многие занимаются спасением бизнесов, которые пострадали, и венчурные инвесторы не являются исключением. Не все портфельные стартапы выиграли от текущей ситуации, хотя большинство из них и относит себя к категории диджитал. Не весь онлайн одинаково хорошо себя чувствует во время пандемии. Хотя некоторые сектора даже процветают на фоне всеобщего бедствия и экономического спада, часть компаний сильно пострадала именно от пандемии и изоляции. Они  оказались в ситуации снижения выручки и недостатка денег для существования.

У инвесторов есть выражение «Покупайте, когда на улицах кровь, даже если эта кровь ваша». Они сейчас активно участвуют в сделках, когда получают интересные условия в виде ликвидационных преференций, варрантов на покупку акций стартапа в будущем и прочих «плюшек». Впрочем, такая инвесторская стратегия не относится к тем стартапам, для которых карантин оказался последней каплей, их даже собственные инвесторы оставляют умирать.

Помимо инвестиций в пострадавшие активы, венчурные инвесторы анализируют текущую ситуацию — сектора и компании, которые либо сильно выиграли, либо пострадали. Кроме того, смотрят в прошлое на макроэкономические циклы и волны технологических стартапов, в попытке построить инвестиционную стратегию на сегодня и завтра. Ведь самые доходные винтажные годы формирования фондов или портфелей приходятся на времена глобальных кризисов. Во время последней Великой рецессии 2007-2009 годов были основаны и получили свои первые инвестиции такие миллиардные компании, как Airbnb, WhatsApp, Pinterest, Slack, Square, Stripe, Beats и Uber. Инвесторы, которые вложились в эти стартапы, добавили тогда в свои портфели лучшие по доходности компании последнего десятилетия, которые еще и изменили целые индустрии и мир.

 

Трансформация трансграничных инвестиций

Миф о глобальном мире уже давно перестал всех увлекать. Со времен последней Великой рецессии 2007-2009 годов объем международной торговли только падал, потерянные от глобализации рабочие места изменили социальную обстановку, торговая война между США и Китаем только усилила на этом акцент, а вот пандемия уже поставит жирную точку. Крушение иллюзий по поводу демократии, капитализма и глобализации окажет серьезное влияние по всему миру, и после коронавируса будет процветать протекционизм и локализация бизнесов на территории отдельных стран. Для венчурных инвесторов это означает одно: станет меньше глобальных игроков, способных покрыть рынки всего мира, и больше локальных игроков, решающих похожую проблему потребителей или клиентов на территории конкретного национального государства. И даже американским инвесторам с их Кремниевой долиной недостаточно будет инвестировать в перспективный стартап в своей экосистеме в надежде, что он либо покроет другие страны самостоятельно, либо поглотит локальных игроков во время экспансии.

Венчурная индустрия уже давно активно растет, участвуя в международных сделках. Даже американские инвесторы (имея Кремниевую долину) шли за новыми возможностями на новые рынки, инвестируя за пределами домашнего региона, а стартапы привлекали зарубежный капитал на развитие. Кажется, что со сложностями трансграничных инвестиций сталкивались только представители российских стартапов.

 
Даже американским инвесторам с их Кремниевой долиной недостаточно будет инвестировать в перспективный стартап в своей экосистеме

Есть мнение, что это чисто политический момент, но венчурные инвесторы не про политику, и инвестируют или не инвестируют исключительно по соображениям риска и доходности. Покажи стабильную хорошую доходность в российском венчуре — и инвестиции в российские стартапы «хлынут рекой». Так, например, в Китае есть много американских венчурных денег, несмотря на зарегулированность, отсутствие зарубежных стратегов покупающих стартапы, общее огосударствление экономики и несоответствие западным демократическим принципам.

Они идут в технологические компании Китая из фондов американских учителей, пожарных, полицейских и судей под управлением венчурных фондов. Сможет ли российский венчур показать хорошую доходность в ближайшем будущем, будет зависеть в том числе от результатов выхода страны из изоляции и развития экономической ситуации.

Но тенденция деглобализации продолжит распространяться по миру, и в результате протекционистских настроений будут процветать именно локальные игроки. Поэтому, инвестиции в так называемые копикэты, стартапы пытающиеся перенести успешную идею или модель с одного рынка на другой, будут входить теперь и в стратегии ведущих венчурных фондов. Странные российские инициативы, регуляторно замедляющие трафик иностранных сервисов, скоро перестанут казаться дикими, а будут появляться новые, которые после пандемии могут стать и нормой протекционизма. Например, Китай 16 апреля ввел запрет на международные онлайн-игры и ограничение на глобальные сервисы, чтобы контролировать общение с иностранцами онлайн и следить за навязываемыми другими странами образами Китайской партии. Многие глобальные онлайн-игры вынуждены искать новые решения, и такой протекционизм приведет к росту локальных игроков в Китае и падению выручки зарубежных.

 
Станет меньше глобальных игроков, способных покрыть рынки всего мира, и больше локальных игроков, решающих похожую проблему клиентов в одной стране

Однако нарастающее желание инвестировать по всему миру и возможность делать это — разные вещи. Если в США желание отдельных политиков что-то ограничить все еще сталкивается с судебной системой, то в централизованных странах не все так просто. Так 18 апреля Индия внесла поправки в закон о международных прямых инвестициях и ограничила местным компаниям возможность привлекать новые деньги от иностранных инвесторов. Возможно, это временные ограничения на период кризиса, чтобы ограничить поглощения находящихся в непростой ситуации активов страны, но это уже сильно влияет на привлечение капитала индийскими стартапами.

Michael Nagle·Bloomberg via Getty Images

Ослабление классических венчурных фондов

Согласно Pitchbook, во время Великой рецессии 2007-2009 годов количество сделок классических больших венчурных фондов снизилось на 27,7%. А согласно данным Crunchbase, в деньгах венчурные инвестиции просели уже на 40-46%. Почему венчурные капиталисты стали меньше инвестировать? Ведь это было лучшее время для будущих единорогов. Нет, это не связано с желанием или нежеланием инвестировать во время глобального кризиса. Это связано с возможностью или невозможностью институциональных инвесторов самого фонда делать новые денежные переводы (кэпитал-коллы) или подписываться на новые фонды. Венчурные капиталисты управляют чужими деньгами. Управляющие фондов GP (генеральные партнеры) привлекают капитал в управление у инвесторов LP (ограниченные партнеры).

Во время Великой рецессии 2007-2009 годов количество сделок классических больших венчурных фондов снизилось на 27,7%.

У классических больших венчурных фондов в LP институциональные инвесторы, те самые эндаумент-фонды университетов, пенсионные фонды учителей, пожарных, полицейских и судей. Венчур у этих институциональных инвесторов занимает лишь небольшую долю в портфеле, и этот размер прописан в стратегии или политике размещения активов. Во время кризиса и падения рынков, та часть, которая находится в акциях, очень сильно проседает, портфель становится диспропорциональным и венчурные инвестиции начинают занимать в нем более значимую, чем нужно, часть. В таких обстоятельствах делать новые денежные переводы в венчурные фонды проблематично. Поэтому, количество инвестиций венчурных фондов снизится и в этот раз. Будут и те большие фонды, которые совсем недавно подняли деньги или получили очередной кэпитал-колл, и смогут активно продолжать инвестировать. Но четкая корреляция между объемами венчурных инвестиций и экономическими кризисами наблюдается давно и ярко отражена в отчете Национальной ассоциации венчурного инвестирования США и EY за 2015 год, где анализируется период с 1995 года. Пока еще рано говорить, какие результаты мы увидим в 2020 году, но уже сейчас Crunchbase отмечает падение раундов от $10 млн и выше на 11% по сравнению с тем же периодом годом ранее. В ближайшее время будет рынок инвесторов, а не стартапов не только в России, но даже в Кремниевой долине, где обычно именно инвесторы бегают за перспективными компаниями и делают презентации основателям.

В ближайшее время будет рынок инвесторов, а не стартапов не только в России, но даже в Кремниевой долине

В более выигрышной ситуации находятся те, кто может быстро и без лишней бюрократии принимать нужные решения в нужное время. Это бизнес-ангелы, посевные и венчурные фонды ранних стадий, которые обычно управляют деньгами не институциональных инвесторов, а своими или других физических лиц. Они смогут не только правильно сориентироваться в той или иной ситуации и отличить «кислый» стартап, для которого кризис стал всего лишь последней каплей, от того, который после отмены изоляции продолжит быстро расти. Они смогут дать первые деньги технологическим стартапам новой волны, переместив капитал из менее доходных активов в активы потенциально взрывного роста. Такие стартапы появятся на руинах старого бизнеса или на выявленных несовершенствах текущих лидеров современной цифровизации, которые вдруг внезапно и принудительно перешли из любимчиков маргиналов и «ранних последователей» (early adopters) в продукты для широких масс. Именно такие ранние стадии этих типов инвесторов выросли во время падения и рецессии 2007-2009 годов в три раза на фоне падающего количества и объема сделок классических венчурных фондов с большими LP.

С учетом большого количества сладких предложений на рынке, можно сказать, что «cash is the King» — «деньги рулят». Однако стоит ли их потратить на:

 
  •  пострадавшие и подешевевшие стартапы, которые выйдут из комы сразу после окончания карантина,
  • стартапы в секторах, которые сильно выиграли от пандемии, карантина и стремительно растут, еле справляясь с заказами, клиентами или трафиком,
  • или приберечь деньги на ту самую новую технологическую волну стартапов, которая скоро придет в ответ на новые реалии, запрос на новую эффективность и потребность в решениях только что возникших проблем мироустройства?

Какие стартапы страдают, а какие процветают

Очевидно, что пострадал весь офлайн: это транспорт, мероприятия, отели, фитнес-центры, рестораны и бары, строительство и туризм, а также любой бизнес, в котором присутствуют физические помещения и физическое взаимодействие, кроме, пожалуй, продуктовых магазинов, аптек и больниц. Но исключением не являются и диджитал-стартапы, у которых есть существенная часть такого офлайна. Например, мобильное приложение по бронированию столиков в ресторане вполне себе диджитал-стартап и даже с нелинейным масштабированием, потенциалом экспоненциального роста. Но рестораны под карантином, и столики не заказывают совсем. Результат печален. Таких диджитал-стартапов с существенной зависимостью от офлайна достаточно много. Они делятся на две категории, и между ними есть существенные различия в инвестпригодности.

  • Те, кто и до пандемии чувствовал себя не очень, а изоляция оказалась лишь последней каплей. Уже давно замедляющийся рост, плохая юнит-экономика и бизнес-модель вытягивались энтузиазмом и сильной волей основателей. Часть таких стартапов уже закрылась, а другая часть неизбежно сделает это в ближайшее время, потому что не получат поддержки от инвесторов, у которых даже в пострадавших секторах открываются новые возможности.

  • Проекты, которые до пандемии отлично росли и имели прекрасную юнит-экономику, но сейчас испытывают проблемы, потому что из-за изоляции люди не могут или не хотят делать заказы и пользоваться услугами. Такие стартапы инвестиционно очень привлекательны, но, основателям придется тяжело. Инвесторы захотят воспользоваться ситуацией, чтобы получить максимально высокую доходность различными выгодными условиями сделки.

Сейчас у всех венчурных инвесторов в портфелях есть стартапы, которые не только чувствуют себя хорошо, но и прямо выигрывают от ситуации, показывая рост выручки в несколько раз. Это и онлайн-развлечения, без которых мы бы уже заскучали на изоляции, онлайн-образование и различные сервисы доставки, без которых сегодня просто не обойтись. Телемедицина наконец-то получила даже законодательную поддержку, а инструменты дистанционной работы, корпоративный софт и всякие программы автоматизации для компаний стали нужны не только хипстерам и визионерам, а любой серьезной корпорации. Все это результат принудительной цифровизации во время изоляции.

Michael Nagle·Bloomberg via Getty Images
Сейчас даже привычные вещи, связанные с диджитал-сервисами типа Netflix, Apple, Google, Slack, Zoom и Microsoft, показывают рост от 35% до 70%

Раньше все это использовалось так называемыми ранними последователями (early adopters), на которых в презентациях (в блоке про стратегию выхода на рынок) ссылались все стартапы . А теперь этим пользуется массовый юзер. Но при большой выборке стали видны большие проблемы. И это возможность для предпринимателей, которые захотят решить эти проблемы пользователей или клиентов, несмотря на существующих лидеров. Такие стартапы в ближайшее время будут привлекать инвестиции без проблем, ведь деньги нужны им не для выживания, а как топливо для быстрого роста, чтобы взять максимум в сложившейся ситуации.

Новая технологическая волна стартапов

Практически все виды деятельности человека, как деловой, так и личной, молниеносно трансформировались, адаптируясь к текущим реалиям. Сейчас все жаждут возвращения к привычному образу жизни, и кажется, все полностью вернется назад. Но всемирная трансформация потребительских привычек и поведения необратима. Это не означает, что офлайн-сервисов не будет вообще, но пропорции существенно изменятся.

 

Сейчас даже привычные вещи, связанные с диджитал-сервисами типа Netflix, Apple, Google, Slack, Zoom и Microsoft, показывают рост от 35% до 70%, а некоторые технологические стартапы растут даже в разы. На этом фоне будут появляться новые решения, которые в текущей реальности и в результате естественного запроса на эффективность и инновации будут поддерживаться и рынком, и венчурными инвесторами. Они будут основаны на изменившихся привычках потребителя и будут менять сектора, которые еще не были готовы к цифровой трансформации, а также дополнят и улучшат те, которые испытывают сейчас наплыв новых пользователей и новых, ранее непредвиденных проблем. Они будут поддерживаться не только существующими игроками экосистемы, такими как инкубаторы, акселераторы, бизнес-ангелы, посевные и венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, корпорации и т. д. Но и абсолютно новыми инструментами, которые будут отвечать запросам изменившегося мира. Так же, как в период Великой рецессии 2007-2009 годов активно начали расти теперь уже всем известные технологические акселераторы Techstars и Y Combinator, а сразу после нее и 500 Startups.

Вопреки, а в основном благодаря всем ужасам вокруг мы стоим на пороге новой технологической волны, новых возможностей и для предпринимателей, и для венчурных инвесторов, и для тех, кто строит венчурную и стартап-экосистему.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+