К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Мировой опыт. Как в центре города построить теплоэлектростанцию на биотопливе.

Фото Robin Hayes / Fortum Corporation
Фото Robin Hayes / Fortum Corporation
Чем московские ТЭЦ отличаются от стокгольмских, и как получать энергию из щепок, стружек и веток

В октябре 2015 года жилые районы на северо-востоке Стокгольма заволокло густым дымом. Представители финской компании Fortum поспешили уверить жителей, что на новой ТЭЦ, которую они строят совместно с городом, топливо попало в не полностью просушенную емкость. Ветер развеял дым за пару дней, и в мае 2016 года крупнейшее в Швеции предприятие, работающее на биотопливе, торжественно запустилось.

Раньше на этом месте был завод, работавший, как и большинство российских, на газе и мазуте. Что такое биотопливо? В основном это отходы лесозаготовки: стружка, ветви, верхушки деревьев. Новая ТЭЦ сможет обеспечить теплом и электроэнергией 190 000 жилых единиц. Ее запуск позволит сократить вредные выбросы в атмосферу на 126 000 т в год. Объем инвестиций превысил $517 млн, около €260 млн выделил Европейский банк инвестиций.

Архитекторы проекта, датское бюро Gottlieb Paludan Architects и U.D. Urban Design AB из Швеции решали сложную задачу. Им нужно было вписать здание в сложившуюся городскую среду, при этом снизить вредное воздействие на многовековые дубы расположенного по соседству дендропарка. Шумопоглощающий фасад сделан из кирпича терракотового цвета. Для работы предприятию нужно 12 млн куб. м топлива ежедневно, это примерно 3–4 судна и 5 товарных поездов в неделю. Чтобы наладить логистику, в закрытом порту построили новый причал. Топливо будет поступать в том числе из России. От причала к самой ТЭЦ стружка и ветви деревьев доставляются по тоннелю под землей, который не мешает машинам и пешеходам. Объем подземного хранилища топлива — 50 000 куб. м.

 
Подземный тоннель разделен на секции: конвейер с топливом, коридор для погрузчиков и аварийный выход.
Подземный тоннель разделен на секции: конвейер с топливом, коридор для погрузчиков и аварийный выход.·Фото Robin Hayes·Fortum Corporation

Когда-то на берегу пролива Вартан близ Стокгольма шведские короли охотились на оленей. Позже здесь возник крупный порт, а в XX веке на месте бывших охотничьих угодий сформировался промышленный пригород: здесь работала первая в городе электростанция, и круглые газгольдеры из красного кирпича до сих пор считаются достопримечательностью района Йортагсенс. До недавнего времени число жителей промышленного пригорода Стокгольма не превышало несколько тысяч, здесь селились в основном «синие воротнички». Однако в начале XXI века город решил застроить территорию порта и сделать жилой бывшую промзону. Морской порт Стокгольма стал одним из самых крупных проектов редевелопмента в Швеции, по планам через 10 лет здесь должно появиться 12 000 новых домов, апартаментов, квартир, а также 600 000 кв. м коммерческой недвижимости.

Проект дважды номинирован на премию Mipim Awards 2017: как лучшее промышленное здание и как лучший «зеленый» объект.
Проект дважды номинирован на премию Mipim Awards 2017: как лучшее промышленное здание и как лучший «зеленый» объект.·Фото Robin Hayes·Fortum Corporation

Новый район и ТЭЦ на биотопливе расположены всего в 10 минутах езды на велосипеде от центра города. Город потратил больше $150 млн на проектирование и реновацию территорий и продает участки девелоперам, первые 700 квартир уже построены, причем цены на жилье в «экологически чистом и энергетически пассивном районе с видом на море» выше, чем во многих других районах города. А Gottlieb Paludan Architects уже проектирует в родном Копенгагене еще одну ТЭЦ на биотопливе, ее фасад будет выполнен из натурального сруба.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+