К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Километр в год: почему инвесторы потеряли интерес к проектам «Автодора»

Фото Ильи Питалева / РИА Новости
Фото Ильи Питалева / РИА Новости
План по сбору платы за проезд госкомпания не выполнила ни разу с момента первого годового отчета. От инвесторов в 2015 году удалось привлечь лишь 10% запланированной суммы

В 2015 году «Автодор» построил только 1,1 км трассы М-1 «Беларусь» вместо запланированных 16 км, говорится в годовом отчете госкомпании. Также строители сдали 93 погонных метра искусственных сооружений на М-1. Годом ранее «Автодор» построил 128,5 км скоростных дорог и около 6000 погонных метров эстакад и тоннелей.

Закончили чтение тут

Столь маленький объем строительства в 2015-м в отчете госкомпании объясняется сдвигом сроков сдачи путепроводов на трассе Москва – Санкт-Петербург, а также развязок на М4 «Дон» и пересечении подъезда к Зеленограду. Плановый показатель по реконструкции госкомпания выполнила – по итогам прошлого года сдано 52,6 км скоростных трасс. За счет этого целевые показатели по строительству и реконструкции достигнуты почти на 80%.

«Масштабное завершение строительства новых автомобильных дорог запланировано на 2017-2018 годы»,  объясняет представитель «Автодора». Это соответствует программе деятельности госкомпании в нынешней редакции, добавляет он, напоминая, что с 2014 года она реализуется «в условиях динамики ограничения бюджетных средств».

Объем внебюджетного финансирования, привлеченного «Автодором», также оказался ниже прогнозных показателей: вместо 63,6 млрд рублей на строительство привлекли лишь 41,8 млрд рублей, из них 21,7 млрд рублей – средства ФНБ, выделенные на строительство ЦКАД и временно размещенные в Газпромбанке. Получение еще 16,7 млрд рублей из ФНБ «Автодор» перенес на 2016 год – «в соответствии с фактической потребностью в финансировании выполненных работ по ЦКАД», говорится в отчете.

Субсидии федерального бюджета в 2016 году составили 99,7 млрд рублей, говорится в отчете. Согласно планам «Автодора», в 2015 году инвесторы должны были вложить в строительство скоростных дорог 25,2 млрд рублей, но реальная сумма инвестиций составила 2,6 млрд рублей (всего 10% от плана, в 2015 году план по привлечению средств инвесторов был выполнен на 21%).

В ситуации высоких процентных ставок по кредитам, экономической и геополитической напряженности показатели «Автодора» не выглядят неожиданно, говорит замначальника аналитического отдела ИФК «Солид» Азрет Гулиев. «Заемные средства привлекать дорого и не всегда оправданно, частные инвесторы в условиях экономического спада вынуждены переоценивать бизнес-планы»,  констатирует он.

Амбициозные планы

«Автодор» создан в 2009 году для развития сети платных скоростных трасс в центральных регионах России. Основной целью было снижение расходов бюджета на строительство и реконструкцию магистралей за счет привлечения инвестиций. Планы госкомпании были амбициозными: построить 1300 км скоростных дорог к 2020 году, тогда вся сеть таких трасс должна была достигнуть 4000 км, доля платных участков на них, по расчетам «Автодора», составит 47%, а к 2030 году вырастет до 75%. Пока под управлением госкомпании находится 2700 км дорог.

«Автодор» собирался привлекать у инвесторов по 46 млрд рублей в год до 2020-го. К тому времени «Автодор» обещал запустить 20 инвестиционных проектов в дорожной сфере, а к 2030 году – до 80 проектов. Деятельность госкомпании к 2030 году должна была сэкономить 5 трлн рублей бюджетных средств из 7,8 трлн рублей, в которые оценивается строительство и реконструкция сети скоростных магистралей. Программа развития сети скоростных дорог в России еще будет доработана: по поручению Минтранса это необходимо сделать к концу года. Деятельность «Автодора» будет напрямую зависеть от этого документа, говорит представитель компании.

Проблемы с привлечением финансирования у «Автодора» начались в конце 2014 года, после обвала рубля и резкого повышения ключевой ставки инвесторы потеряли интерес к проектам госкомпании на прежних условиях. В 2015 году «Автодор» вел переговоры с претендентами на строительство и не успел разыграть два пусковых комплекса ЦКАД и  участок М-11 от Солнечногорска до Твери. По ЦКАД конкурсы состоялись лишь весной 2016-го. На каждый участок поступила лишь по одной заявке от консорциумов «Автобана» Алексея Андреева и управляющей средствами пенсионных фондов компании «Лидер». Соглашения с ними подпишут не раньше конца августа, а дорога должна быть построена до конца 2018 года.

«М-11» и ЦКАД – приоритетные проекты «Автодора». "В сроки мы уложимся", — настаивает представитель госкомпании.

KPI правления

Ключевые показатели эффективности (KPI) руководства «Автодора» и, в частности, председателя правления Сергея Кельбаха утверждает наблюдательный совет  госкомпании. Как писали «Ведомости», в KPI входят количество построенных и реконструированных дорог, объем привлеченного финансирования и эффективность использования бюджетных субсидий. Оценка качества работы правления зависит также от безопасности на дорогах и качества обслуживания.

План по сбору платы за проезд госкомпания не выполнила ни разу с момента первого годового отчета, хотя именно так она должна повысить долю собственных доходов в обеспечении своей же деятельности. В 2015 году недобор превысил 1 млрд рублей, связан он со смещением ввода платных участков на М-4 «Дон». Годом ранее по той же причине недобрали 944 млн рублей.

Покрыть часть расходов на финансирование собственной деятельности «Автодору» все же удалось: доход от размещения «временно свободных средств» на депозитах в 2015 году составил 2,1 млрд рублей – то есть почти на 200 млн рублей превысил прогнозный показатель. Поэтому собственные доходы госкомпании покрыли все затраты на деятельность «Автодора» на 58,4% вместо запланированных 9,1%.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+