К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Уолл-стрит против Sony: зачем разрушают корпоративную культуру компании

    Фото Fotobank / Getty Images
    Фото Fotobank / Getty Images
    Известный инвестор Дэниэл Леб настоятельно просит руководство японской корпорации реструктурировать бизнес. Устоит ли Sony под лоббистским натиском акулы Уолл-стрит?

    Основатель и управляющий хедж-фонда Third Point, участник рейтинга мировых миллиардеров Forbes Дэниэл Леб (№974, состояние — $1,5 млрд), известный агрессивным стилем ведения корпоративных схваток, включился в кампанию за реструктуризацию бизнеса японской корпорации Sony, которую в последние годы серьезно потеснили на глобальном рынке американские и южнокорейские конкуренты. Как сообщает газета The New York Times со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, Леб настаивает на том, чтобы Sony выделила в отдельную структуру и распределила между акционерами часть своего развлекательного подразделения, которое включает одну из крупнейших голливудских студий и один из крупнейших мировых музыкальных лейблов и отвечает за проекты уровня блокбастера Skyfall и альбомов певицы Тэйлор Свифт. Основатель Third Point, который в прошлом году укрепил репутацию акулы Уолл-стрит благодаря успешной корпоративной интриге по замене гендиректора Yahoo! Inc., также выразил готовность войти в совет директоров Sony для доказательства необходимости перемен.

    Крупнейший миноритарий

    Фонд Леба, управляющий почти $13 млрд средств, на сегодня является одним из крупнейших миноритариев японской корпорации. Third Point нарастил долю в Sony почти до 6,5% акций.

    Перспективы затеянной Лебом кампании в случае с Sony, впрочем, вызывают у аналитиков большие сомнения. Скептики указывают на то, что лоббирование глобальных перемен в японском корпоративном секторе оборачивалось провалами даже для крупных местных инвесторов, не говоря об иностранцах.

     

    Sony устами пресс-секретаря Широ Камбе ограничилась комментарием о том, что компания приветствует действия всех своих инвесторов: «Мы нацелены на рост капитализации для акционеров через исполнение нашего плана по оживлению и увеличению объема бизнеса по продаже электроники, равно как и через укрепление стабильных позиций развлекательного и финансового подразделений». Представитель компании, впрочем, подчеркнул незыблемость мнения менеджмента во главе с гендиректором Казуо Хираи о необходимости сохранения единства корпоративной структуры и отсутствии планов продажи отдельных звеньев. «Мы надеемся на продолжение конструктивного диалога с нашими акционерами, поскольку мы привержены единой стратегии», — заключил Камбе.

    Однако Леба это вряд ли остановит. В минувший уик-энд он начал трехдневный визит в Токио. В рамках посещения столицы Японии инвестор планирует провести серию встреч с чиновниками, регуляторами и менеджерами Sony. Во вторник Леб передал лично в руки Хираи письмо с изложением собственных доводов. В послании миллиардер похвалил руководство компании за приверженность антикризисной стратегии, но призвал к еще более решительным действиям. «Third Point поддерживает план перемен, но мы также верим в то, что, чтобы преуспеть, Sony должна максимально сконцентрироваться», — говорится в документе. По итогам встречи с Хираи Леб признался, что впечатлен фигурой главы компании и полностью поддерживает текущий менеджмент, рассказали NYT источники в окружении основателя хедж-фонда.

     

    Несмотря на лестные слова, миллиардер не отказался от мнения о необходимости распределения доли развлекательного подразделения между акционерами. Это позволит компании более взвешенно подходить к выработке бизнес-решений для отдельных направлений деятельности и в конечном итоге увеличит маржинальность, полагает Леб. Дополнительные средства Sony сможет перераспределить в пользу стагнирующего производства электроники. Еще одно предложение основателя Third Point — реструктуризация или продажа страхового подразделения Sony, на которое пришлась большая часть прибыли корпорации в последнем финквартале.

    Активность Леба подтверждает прогнозы об усилении интереса к Японии. Фондовый рынок страны, переживающей реформу монетарной политики, — следующая золотая жила для глобальных инвесторов, уверены аналитики. Государство, которое в последние годы демонстрировало темпы роста экономики ниже средних, ожило за несколько месяцев правления кабмина Синдзо Абэ. Премьер-министр провозгласил курс на привлечение в Японию частных инвестиций. В перспективе его стратегия предполагает ослабление регулирования, на что и делает ставку Леб. В своем письме руководству Sony инвестор замечает, что «под началом премьер-министра Абэ Япония может вернуть себе статус одной из ведущих мировых экономик и восстановить позиции в производстве электроники».

    Компания с 67-летней историей, которая стояла у истоков потребительской электроники и произвела на свет не одно революционное для отрасли устройство, несмотря на спад производства длиной в десятилетие, остается влиятельным игроком в национальном корпоративном секторе с капитализацией $18 млрд. Но у Леба есть что противопоставить мифологии Sony: за 13 лет акции просели почти на 85%, репутацию японцев как главного инноватора индустрии разрушила своими прорывными продуктами Apple, а доминирование на рынке телевизоров поставлено под сомнение корейскими конкурентами из Samsung и LG.

     

    На прошлой неделе Sony обнародовала годовую отчетность. Компания впервые за 5 лет показала прибыль, но заслуги менеджмента в этом практически нет: слом негативного тренда произошел благодаря мерам властей по стимулированию экспорта и ослаблению йены. Также на 2012-й пришлась консолидация бизнесов Sony и продажа американской штаб-квартиры. Презентация свежего антикризисного плана состоится на следующей неделе. Хираи, по данным источников, готовится артикулировать такую позицию: пусть Sony и проспала начало цифровой эры, но компания, создавшая Walkman, Playstation и Trinitron, найдет в себе резервы на то, чтобы перестроиться под новые экономические реалии.

    Начать эту перестройку следует с акционерных изменений в Sony Entertainment, словно продолжает логику главы Sony Леб. Перераспределение долей в пользу инвесторов приведет к росту котировок корпорации на 60%, считает основатель Third Point. При таком росте успешная реализация идей Леба способна вернуть Sony в число лидеров по капитализации. Но для этого потребуется передача 15-20% Sony Entertainment в руки нынешних акционеров Sony, уточняет инвестор. Он не исключает, что для закрепления успеха и достижения справедливой рыночной стоимости может понадобиться IPO подразделения на $2 млрд.

    Другие недооцененные, по мнению Леба, активы Sony — это 60-процентная доля корпорации в финансовой Sony Financial, а также портфолио объектов недвижимости и пакеты в других компаниях. Леб также предлагает менеджменту смелее «резать косты» подразделения по производству электроники и фокусироваться на разработке нескольких ключевых продуктов, чтобы отыгрывать отставание от Apple.

    Способствовать развитию Sony, по мнению Леба, будет и политика кабинета Абэ, которую инвестор назвал «решительной сменой правил игры». При этом он подчеркнул, что «остается еще много места для маневра».

    План японского премьера под названием «три стрелы» включает агрессивные меры по смягчению монетарной политики Банка Японии и увеличению правительственных расходов на стимулирование экономики. Леба, впрочем, в первую очередь интересует третья «стрела». Речь об идее Абэ по разрушению репутации Японии как страны строгой иерархии и всесильной бюрократии. Приверженность уникальной корпоративной культуре с культом всеобщей занятости в ущерб рыночной стоимости компаний долгие годы тормозит развитие экономики.

     

    Инвесторы оценили усилия японских властей: местная валюта опустилась к отметке 100 иен за доллар, к уровню четырехлетней давности. Это помогает укреплять глобальные позиции флагманам национальной экономики калибра Sony и Toyota. Индекс Nikkei 225 в 2013 году подскочил уже на 43%. Для сравнения, за 2 предыдущих года индикатор опустился на 5,7%.

    До последнего времени инициативы правительства не пользовались широкой поддержкой и руководителей японских корпораций. Но ситуация меняется. Председатель совета директоров Sony Говард Стрингер в прошлом году констатировал, что чрезмерная забота японского общества о социальных ценностях не коррелирует с глобальной тенденцией на повышение эффективности бизнес-моделей. Процент иностранного акционерного капитала в компаниях, котирующихся на Токийской фондовой бирже, в период с 1990-го по 2008 год вырос вчетверо, до 24%. Японские миноритарии уже не стесняются перенимать агрессивную тактику лоббирования собственных интересов у западных фондов.

    Появление Леба в стране на этом фоне выглядит более чем символично, замечает Forbes. Еще недавно трудно было себе представить, что инвестор, которого недоброжелатели нередко аттестуют корпоративным рейдером, будет пытать удачу в Японии. Тактика давления на советы директоров и менеджмент под видом борьбы за права акционеров с 1980-х активно практиковалась наследниками Гордона Гекко в США и Европе, но нечасто экспортировалась в азиатское государство. По иронии судьбы, именно десятилетия расцвета инвесторов-активистов стали успешными для Америки и провальными для Японии. Теперь полюса меняются, и слова героя Майкла Дугласа из фильма «Уолл-стрит» применимы уже скорее к Sony и Токио: «Жадность... спасет не только Teldar Paper, но и всю эту неисправную корпорацию под названием США».

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+