Четыре новых российских миллиардера: кто в 2019 году впервые попал в рейтинг Forbes

В конце сентября 2018 года в мурманский офис компании «Норебо» нагрянули сотрудники полиции и Следственного комитета. Обыски и изъятия техники затруднили операционную деятельность компании, но не помешали ее акционеру Виталию Орлову в этом году войти в рейтинг богатейших людей мира. Стоимость «Норебо», в которой Орлову принадлежит 100% акций, Forbes оценил в $1,1 млрд. Впрочем, бизнесмен рискует не задержаться в рейтинге надолго — в Лондоне с ним судится бывший партнер Александр Тугушев, требующий передать ему треть «Норебо».
Помимо Орлова в рейтинге Forbes в этом году три новичка из России. О том, как они стали обладателями миллиардного состояния, — в нашей фотогалерее.
Рейтинг Forbes-2019: четыре новичка российского списка, главные факты и самые интересные кейсы
Саид Гуцериев
Состояние: $1,3 млрд
Саид Гуцериев, младший сын миллиардера Михаила Гуцериева, впервые вошел в список Forbes год назад благодаря щедрости своего отца. В 2017 году Гуцериев-старший передал сыну часть своих акций нефтяных компаний группы «Сафмар» — «Русснефти», «Нефтисы», «ФортеИнвеста», и торговых сетей — «Эльдорадо» и «М.Видео». Тогда Forbes оценил состояние Саида Гуцериева в $750 млн. Преодолеть отметку в миллиард помогло то, что к Саиду Гуцериеву перешли нефтяные и угольные активы группы «Сафмар», которыми раньше владел его дядя Саит-Салам. То же произошло с долями в ретейле. Кроме того, Саиду Гуцериеву принадлежит доля в компании «Сафмар-финансовые инвестиции», объединяющей пенсионные фонды, лизинговую компанию «Европлан» и страховщика ВСК.
Владимир Лещиков
Состояние: $1,1 млрд
Главный актив Владимира Лещикова — 92 га земли на МКАДе, на которых раскинулся рынок «Славянский мир». Компания Лещикова сдает в аренду свыше 380 000 кв. м коммерческой недвижимости оптовым и розничным торговцам стройматериалами, одеждой и обувью. Скупать земли у Московской кольцевой Лещиков начал в конце 1990-х. До этого у него с партнерами были магазины и казино в самом центре Москвы.
Виталий Орлов
Состояние: $1,1 млрд
«Норебо» — крупнейший в России рыболовецкий холдинг, объединяющий 12 компаний на Северо-Западе и Дальнем Востоке. Выручка группы, по оценке Forbes, превышает 50 млрд рублей. Ежегодно траулеры «Норебо» вылавливают более 600 000 т рыбы — преимущественно трески и минтая.
Начинался этот бизнес в середине 90-х годов выпускниками мурманской мореходки Виталием Орловым и Александром Тугушевым и отставным норвежским офицером Магнусом Ротом. Партнеры поставляли российским рыбакам подержанные норвежские траулеры в обмен на рыбу, которую затем продавали. В июле 2003 года Тугушев ушел во власть, став заместителем главы Госкомрыболовства. Вскоре его арестовали по подозрению в вымогательстве и мошенничестве и осудили на шесть лет. Сегодня в суде Лондона Тугушев утверждает, что даже во время госслужбы оставался акционером «Норебо» и требует от Орлова передать ему треть компании. Но Орлов пока остается полновластным собственником «Норебо» — долю Рота он выкупил в 2016 году.
Татьяна Бакальчук
Состояние: $1 млрд
За год состояние единственного акционера онлайн-ретейлера Wildberries Татьяны Бакальчук взлетело с $600 млн до $1 млрд, сделав бывшую преподавательницу иностранных языков второй женщиной-миллиардером в России после Елены Батуриной. Почему это стало возможно? Достаточно взглянуть на то, как выросла выручка Wildberries — c 62 млрд рублей в 2017 году до 107 млрд рублей. Впечатляющие темпы роста позволили Forbes при помощи аналитиков и венчурных капиталистов признать Wildberries компанией-единорогом.