Богатая фамилия: рейтинг крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям

Экономика Италии во многом стоит на семейном бизнесе, его оборот исчисляется сотнями миллиардов евро. Forbes составил рейтинг 20 крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям. 

Многие достижения бренда Made in Italy — от автомобилей и продуктов питания до одежды и предметов роскоши — имеют одну общую черту. Это семейные предприятия. В Италии 11 800 семейных предприятий с выручкой свыше €20 млн, согласно совместному исследованию Aidaf (итальянская ассоциация семейных компаний), EY, Unicredit и Университета Боккони. Это больше половины (65,6%) от общего числа предприятий в Италии с таким размером выручки. 

«Экономика страны, по сути, держится на малых и средних предприятиях, зачастую они семейные и ориентированы на экспорт», — говорит руководитель отдела развития международного бизнеса компании Be-ys Мария Федотофф. Семейные предприятия чаще эффективнее, чем несемейные. Их ROI составляет 8,8% против 7,7% у обычного бизнеса, согласно данным исследования. Швейцарский Университет Санкт-Галлена и EY в своем глобальном индексе анализируют 500 крупнейших компаний, Италия находится на седьмом месте с 17 предприятиями.

За основу списка крупнейших компаний, принадлежащих итальянским семьям, мы взяли рейтинг 100 итальянских бизнес-семей, составленный Forbes Italia, и выбрали 20 холдингов и компаний, самых крупных по размеру выручки за 2019 год. Не все компании имеют местную прописку: итальянцы часто владеют бизнесом через люксембургские и голландские холдинговые компании (например, семьи Аньелли или Дель Веккьо).

Рейтинг демонстрирует разнообразие отраслей, в которых работает крупный бизнес в Италии. Конфеты Ferrero или сумки Prada знают все, но, например, с такой же выручкой, как у Prada, закончила 2019 год компания по производству и продаже цемента Buzzi. Вряд ли кто-то не пробовал конфет Chupa Chups, а в рейтинге за их производителем, компанией Perfetti Van Melle, следует не столь известная массовому потребителю группа Brembo — один из крупнейших производителей тормозных систем.  «Тяга к инновациям у итальянцев в крови, заложена в их ДНК, — продолжает Федотофф. — Итальянцы всегда были такими. Мы смотрим на них как на туризм, моду, но они инноваторы. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи. В Италии традиционно сильная школа инженеров. У итальянцев также сформировалась культура обмена знаниями (sharing knowledge) и совместной работы над выбранной концепцией. И это можно встретить везде, как на маленьком кожевенном производстве, так и в сегменте робототехники». 

Рейтинг подготовлен в рамках серии исследований Forbes, посвященных важнейшим экономикам мира