К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Рай на Гавайях: как основатель Oracle Ларри Эллисон строит остров будущего

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Американский миллиардер создает идеальную модель будущего на гавайском острове, который полюбился ему еще с молодости. Местные жители не в восторге

Известие о приобретении основателем и гендиректором корпорации Oracle Ларри Эллисоном (№3 в рейтинге богатейших американцев по версии Forbes, состояние — $41 млрд) 98% гавайского острова Ланаи в июне 2012 года (покупка обошлась миллиардеру в $300-500 млн), словно мощная волна, нарушило покой местных жителей.

На Ланаи живут 3100 человек, которые давно уже привыкли к тому, что остров находится в полуфеодальной форме собственности: с 1860-х Ланаи правят, сменяя друг друга, единоличные владельцы. Одним из последних был «ананасовый король» Джеймс Доул, в 1985 году продавший остров вместе с проблемной управляющей компанией миллиардеру Дэвиду Мердоку. Тому на смену в 2012-м пришел Эллисон. Новый владелец сразу же декларировал намерение радикально изменить облик Ланаи, привыкшего к тихому, размеренному укладу. Аборигены гордятся тем, что на острове площадью 365 кв. км — минимум светофоров и асфальтированных дорог. По выражению одного из ланайцев, «тут не просто медленная скорость передвижения, тут ее вообще нет».

На Ланаи все еще можно встретить дух старых Гавайев, который сохранился лишь на нескольких крупных островах архипелага.

 

vrezka

Местные жители по  утрам собираются в скромных уютных кафе (таких как «Голубой имбирь») в центре главного городка острова — Ланаи-сити, чтобы посплетничать или просто рассказать друг другу пару свежих баек. Окружающие пейзажи настолько красочны, что гольфисты порой прерывают игру, чтобы насладиться ими. На пустынных пляжах с мельчайшим песком обитают множество морских черепах.

 

Эта идиллия окажется под угрозой, когда планы Эллисона начнут воплощаться в жизнь. Среди них проект опреснительной установки, которая должна увеличить дневной объем пресной воды на острове с 9 млн до 37 млн литров. Уже начался ремонт в двух гостиницах сети Four Seasons — Resort Lana’i в заливе Манеле-Бэй и The Lodge в Коеле (более прохладная и возвышенная часть острова), близок к реализации проект строительства третьего отеля класса люкс.

И это только начало. В будущем Эллисон хочет улучшить кампус местного университета и расширить компактный Ланаи-сити, который сейчас напоминает город 1930-х годов с его яркими коттеджами в плантационном стиле.

IT-магнат также приобрел главного авиаперевозчика Ланаи — Island Air. В островном аэропорту строятся новые взлетно-посадочные полосы для налаживания прямого сообщения с материком. В планах также развитие промышленных зон, внедрение солнечных электростанций и электромобилей и удвоение населения острова до 6000 человек.Ларри Эллисон

 

Неудивительно, что не все жители в восторге от подобных перспектив. Многих беспокоит, что остров изменится до неузнаваемости. Один из ланайцев говорит: «Подруга недавно рассказала мне, что теперь, отправляясь в почитаемые ее семьей священные места, она задумывается, как будет себя чувствовать, когда кругом будут стоять указатели к ним. Рекламщики уже приезжали сюда и расспрашивали, как им лучше «продать» остров. Все это нам очень неприятно».

Тем не менее аборигены понимают: перемены неизбежны.

За последние годы «правления» Мердока экономика острова пришла в упадок. В начале 1990-х годов предыдущий владелец перенес с Ланаи ананасовые плантации и переориентировал остров на туризм, открыв пляж в Манеле-Бэй и отель The Lodge в английском охотничьем стиле (на Ланаи есть и третий отель — скромный Hotel Lana’i на 11 номеров, который был построен для менеджеров Доула еще в 1923 году). Но все это не помогло, и деловая активность на острове последовательно угасала.

«В начале у Мердока было невероятное видение бизнеса здесь, — говорит Мэри Чарльз, арендатор Hotel Lana’i. — Но из-за финансового кризиса 2008 года он нес огромные убытки (по оценкам, $20-30 млн в год), и интерес к острову угасал. Жители болтались без дела, предприятия закрывались, за отелями и территориями никто больше не следил. Многие из нас были готовы выбросить белый флаг».

Мердок планировал зарабатывать на ветрогенераторах, продавая электроэнергию на другой гавайский остров — Оаху. Однако он встретил сопротивление местных жителей. До сих пор перед некоторыми домами установлены щиты с лозунгом «Нет ветрякам на Ланаи!» Впрочем, протест аборигенов не был единодушным и расколол общину на два лагеря. «У нас были плакаты, демонстрации — все это было очень некрасиво, — рассказывает Алберта де Джетлей, издатель ежемесячной газеты Lana’i Today. — В какой-то момент это вышло за рамки разумного. Жители никак не могли понять, что, хотя электричество шло бы на Оаху, они все равно были бы в выигрыше».

 

Когда сценарий с ветряками не прошел, Мердок решил продать остров. Среди возможных покупателей упоминался богатейший человек мира Билл Гейтс, который арендовал все отели Ланаи и забронировал все авиабилеты на остров во время собственной свадьбы в 1994 году. Также ходили слухи о китайских и российских девелоперах.

Новость о покупке острова гендиректором Oracle жители приняли с восторгом. «Ларри Эллисон просто послан нам Богом, — говорит де Джетлей. — У него достаточно денег, чтобы вывести нас на новый уровень».

Однако все оказалось не так радужно. Впервые о своих планах Эллисон рассказал в интервью CNBC. «Он утверждал, что будет использовать остров в качестве лаборатории, — говорит Робин Кэйе из сообщества защиты острова «Друзья Ланаи». — Многих это задело. Мы здесь живем. И мы не подопытные животные. Хотя я и понимаю, что он на самом деле имел в виду, все равно… было очень обидно».

Гендиректор Oracle, очевидно, имел в виду, что хочет создать модель устойчивой экономики на острове мирового класса. «Для Эллисона Ланаи — это возможность включиться в мировую повестку: решать вопросы продовольственной безопасности, возобновляемой энергии, а не просто оставаться в стороне, создав фонд поддержки», — объясняет Курт Мацумото, уроженец Ланаи, один из руководителей управляющей компании Эллисона Pulama Lana’i. Ее название с гавайского переводится как «Лелеять Ланаи» — это своего рода послание местным жителям о благих намерениях миллиардера. «Он ценит природную красоту острова, — говорит Мацумото. — Но я думаю, его основная мотивация — это возможность прийти и изменить все».

 

Сам Эллисон по-прежнему не жалует прессу, поэтому отказался от комментариев. Ранее он объяснял привязанность к Ланаи тем, что, будучи еще молодым человеком, пролетал над ананасовыми плантациями острове на самолете Cessna и восхищался красотой местной природы. Именно тогда будущий миллиардер понял, что хочет купить Ланаи.

Исполнив мечту, он сразу попытался завоевать доверие местных жителей: заново открыл и улучшил общественный бассейн, закрытый Мердоком в целях экономии, запустил несколько юношеских образовательных и развлекательных программ, отремонтировал здания в городе и расширил супермаркет Richard’s Market.

Одновременно начался ремонт в отелях. Например, в Resort Lana’i китайской мебели и античным мотивам Мердока предпочли утонченный и космополитичный стиль нейтральных цветов и архитектуру, которая открыла захватывающий вид на бухту с ее китами и дельфинами.

Эллисон также заманил на остров сетевой ресторан Nobu, который заработал в декабре 2012 года во время рождественского визита сюда гендиректора Oracle.

 

Все новшества недавно обсуждались на собрании ланайской общины, в котором принимали участие менеджеры Pulama Lana’i. Формат таких собраний придумал Мацумото. Стулья на встрече были поставлены в круг, обсуждение вел крайне вежливый старший вице-президент Pulama Lana’i Линн Маккрори. Он встречал участников, обнимал их, угощал сладостями. Вопросы, которые задавали 40 представителей общины, касались грядущих перемен: от того, где будут жить строительные рабочие, до того, какие розничные сети придут на остров.

Большинству жителей нравятся такие встречи и Мацумото в качестве представителя Эллисона на острове. «Курт знает, как надо общаться и как местные жители решают проблемы, — говорит Бутч Джима, председатель местного общественного движения «За разумный рост». — Приятно знать, что международная корпорация оказалась настолько дальновидной, что выбрала в руководители кого-то из местных».

Но остаются и скептики. Джоэль Аоки, исполнительный директор «Коалиции за Ланаи без наркотиков», говорит, что благодарна Эллисону за перемены к лучшему. «Но каждый раз, когда я выхожу с этих встреч, я беспокоюсь, сможет ли сообщество Ланаи сохранить свой образ жизни. И что будет, если Эллисон захочет продать все на полпути?» — сомневается она.

Мацумото настаивает, что интерес миллиардера долгосрочен, а рост населения будет органичным и постепенным.  И объясняет: доступ к серьезному финансированию не означает, что все перемены будут происходить в один момент.

 

Поэтому пройдут годы, прежде чем станет ясно, превратится ли Ланаи в тихоокеанский Эдем, который нарисовал в своем воображении Эллисон. Зато уже очевидно, что местная община будет следить за каждым шагом бизнесмена. «Настроение здесь сейчас можно назвать осторожным оптимизмом, — говорит Кэйе. — А это уже разворот на 180 градусов от того, что было раньше. Раньше было отчаяние».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+