К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Одинокий король: почему основатели стартапов уходят от Цукерберга

Фото Mikeyk / Instagram
Фото Mikeyk / Instagram
Желание сооснователей Instagram уйти из Facebook, которой принадлежит сервис, спровоцировало немало вопросов о внутренних конфликтах в компании. Хотя формально причины ухода не называются, источники на рынке говорят о растущем давлении на купленные стартапы, включая Instagram, со стороны Марка Цукерберга

Кевин Систром и Майк Кригер, сооснователи Instagram, спустя восемь лет после создания сервиса и шесть — после его продажи Facebook за $1 млрд решили покинуть компанию. Объявив об этом в конце сентября, Систром, 34-летний миллиардер с состоянием $1,4 млрд, заявил, что они с Кригером «готовы к новой главе». «Мы планируем уйти из Instagram, чтобы вновь следовать своим интересам и креативности. Создание нового требует сделать шаг назад, понять, что нас вдохновляет и что нужно миру; именно этим мы и хотим заняться», — заявил он.

Комментарий Марка Цукерберга, главы Facebook, не внес ясности в вопрос о причинах столь поспешного ухода — Систром и Кригер покинут компанию уже в ближайшие недели. «Я многому научился, работая с ними последние шесть лет, и мне это действительно нравилось. Я желаю им всего наилучшего и очень хочу увидеть их следующее творение», — сказал Цукерберг. Что же вынудило Систрома и Кригера последовать примеру основателей WhatsApp и Oculus, которые тоже не задержались в своих компаниях после их покупки соцсетью?

Медвежьи объятия

Ответ на вопрос о причинах ухода стоит  искать уже в заявлениях самих топов. Говоря об уверенности в будущем Instagram и Facebook, Систром использует слово «компании» во множественном числе. Это во многом отражает его видение развития сервиса внутри Facebook: в интервью Bloomberg два года назад Систром говорил, что участие Цукерберга в работе Instagram было похоже на членство в совете директоров.

 

Действительно, несколько лет после поглощения Instagram развивался как относительно самостоятельная компания в составе Facebook. Сервис использовал ресурсы и инфраструктуру соцсети для быстрого роста аудитории, но сам продукт довольно долго оставался в руках фаундеров. В результате Instagram стал своеобразным «бриллиантом» в короне поглощений Facebook: c 30 млн пользователей в 2012 году сервис вырос до миллиардной аудитории в 2018-м, став одной из самых успешных покупок Цукерберга.

Судя по всему, в последние годы ситуация изменилась. По словам источников портала Recode, приоритетом для Цукерберга стало не только создание хорошего продукта, но прежде всего создание из него успешного бизнеса, а для этого требовалось взять сервис под более жесткий и централизованный контроль. Ранее в этом году компания запросила у Instagram план того, как приложение может генерировать трафик для основной соцсети. Facebook также активно искала варианты интеграции пользовательских данных между всеми своими сервисами, что в свете недавнего скандала с утечкой личных данных вряд ли могло понравиться фаундерам Instagram. Кроме того, Facebook хотела большего контроля над рекламными функциями Instagram, что потенциально снижало шансы на расширение штата самого сервиса. Наконец, ряд аналитиков отметили, что в ходе последнего конференц-звонка Цукерберг намекнул на свою непосредственную роль в недавних успехах сервиса.

 

В комментарии по поводу ухода Систрома и Кригера глава Facebook назвал их «экстраординарными менеджерами продуктов». Эта формулировка — еще один ключ к разгадке реальных причин ухода топов, особенно Систрома, которого один из участников рынка называет «альфа-самцом», не привыкшим работать под чужим началом. Еще один эксперт, Ом Малик, основатель блога GigaOM и инвестор фонда True Ventures, уже прямо говорит об амбициях Цукерберга в отношении купленных стартапов. «В конце концов, мы раз за разом понимаем, что в Facebook лишь один король. И всегда будет один король», — отмечает он.

История повторяется

Если причиной ухода основателей Instagram действительно стал конфликт с «родительской» компанией, то возникает другой вопрос: это единичный случай или закономерность? Факты указывают на второе.

Ранее в этом году основатель WhatsApp Ян Кум, который в 2014 году продал сервис Facebook за $19 млрд, также заявил о планах покинуть компанию. Причиной тому назывались противоречия с руководством Facebook из-за попыток использовать информацию платформы WhatsApp для основного сервиса, что может ослабить их защиту. Еще один фаундер — Палмер Лаки, основатель Oculus, после поглощения покинул пост руководителя своего подразделения в 2017 году. На тот момент Oculus отставал от конкурентов Sony и HTC на рынке решений виртуальной реальности в плане поставок и продаж, что снова указывает на жесткий курс на рост бизнеса в приобретенных стартапах.

 

Интересно, что и cама Facebook лишилась значительной части топ-менеджмента — в частности, на фоне скандала с Cambridge Analytica. Только за последний год компанию покинули Элиот Шрейдж, глава по коммуникациям и десятилетний ветеран Facebook, Колин Стретч, главный юрист компании, Алекс Стамос, глава по безопасности, Алекс Хардиман, глава по новостным продуктам, Дэн Роуз, вице-президент, который провел в компании двенадцать лет, и ряд других.

Что дальше

Массовый исход топов из Facebook происходит в непростое для компании время, когда та пытается вернуть доверие инвесторов и пользователей. C момента выхода последнего финансового отчета в конце июля, когда Facebook разочаровала инвесторов низкими темпами прироста пользователей и прогнозом на снижение выручки, акции компании потеряли 26,7%. И только за неделю после заявления Систрома бумаги просели на 3,7%, упав ниже $160 за акцию — это один из самых низких уровней за последний год, сравнимый с апрелем, когда Facebook была в центре скандала с утечкой данных.

Под вопросом также будущее самого Instagram — не в плане существования, конечно, а в плане того, в каком направлении будет двигаться компания. Под руководством Адама Моссери, преемника Систрома, который ранее занимал пост вице-президента по продуктам Instagram, сервис наверняка потеряет часть автономности. На это указывает и иерархия — Моссери будет подчиняться не напрямую Цукербергу, а вице-президенту Facebook по продуктам Крису Коксу. В зависимости от того, увидят ли пользователи Instagram больше подсказок со ссылками на Facebook или больше рекламы в ленте новостей и «сторис», можно будет понять политику нового руководства.

Что же касается самого Кевина Систрома, то, как и в случае с Яном Кумом, невольно возникает вопрос — можно ли превзойти самого себя? Идеи, подобные Instagram и WhatsApp, приходят редко, если не раз в жизни. Конечно, фаундеры обоих сервисов заработали на них достаточно для безбедного существования и реализации других стремлений — состояние Систрома оценивается в $1,4 млрд, а Кума — в $9,6 млрд в 2018 году.

Но когда мне четыре года назад посчастливилось одной из немногих российских журналистов интервьюировать Систрома, он показался человеком, глубоко погруженным в продукт и увлеченным идеей, нежели монетизацией. Хочется верить, что мы увидим еще как минимум один прорыв, достойный основателя Instagram.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+