К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes
  • 08 февраля 2016 г.

Экуменизм крови: о чем будут говорить папа и патриарх

Фото REUTERS / Omar Sanadiki
Насилие на Ближнем Востоке и Африке создало условия для казавшейся невозможной встречи

Еще в ноября 2014 года на вопрос о возможности встречи с патриархом Кириллом папа Франциск ответил так: «Я сказал ему: поеду, куда хочешь. Позвони мне и я приеду».

Начались длительные согласования. 12 декабря 2015 г., когда была оглашена программа визита папы в Мексику, встреча с патриархом еще не была согласована.

Местом встречи была избрана незапятнанная богословскими дискуссиями и церковными расколами территория международного аэропорта имени Хосе Марти в Гаване, где пересеклись маршруты летящего в Мексику папы и патриарха Кирилла, который также отправляется с визитом по странам Латинской Америки.

Реклама на Forbes

Символично, что папа недавно помог кубинскому лидеру Раулю Кастро договориться с США, а Кастро в свою очередь, как пишет иностранная пресса, был главным посредником в организации встречи.

Если патриарх прибудет в Гавану, как предусмотрено, 11 февраля, то Франциск ради встречи с ним должен будет вылететь из Рима на пять часов ранее запланированного. Он прибудет 12 февраля в 14 часов и уже спустя 15 минут в специальном конференц-зале начнется их историческая встреча. По ее окончании участники подпишут совместную декларацию, обменяются подарками, произнесут импровизированные речи. Папе и патриарху представляют членов делегаций. После этого папа продолжит свое путешествие.

Не будет ни толп верующих, ни журналистов.

Только два паломника, которые встретились на трудном пути к восстановлению разорванного много столетий назад единства.

На пресс-конференции в Москве митрополит Иларион предупредил российских и иностранных журналистов о том, что основной темой встречи будет «положение христиан на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где осуществляется подлинный геноцид христианского населения». Эта тема уже много лет является предметом постоянных забот патриарха и руководителей нашей Церкви.

Кроме того, как сказал митрополит, «будут также затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики».

Это первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского. История ее многолетней (с середины 90–х гг. прошлого века) подготовки отражает всю сложность взаимных отношений. При этом наши Церкви наследуют ту же апостольскую преемственность и взаимно признают друг у друга церковные таинства.

Как однажды обмолвился кардинал Ратцингер (папа Бенедикт XVI), между нами (Католической и Православной церквами) лежит история. А в Церкви история играет особую роль.

Она не забывается, а вновь и вновь переживается как недавняя.

Причем отрицательное отношение православных к католикам нарастало постепенно. Еще в начале XVI века Ивану III из Рима привезли невесту – Софью Палеолог, а итальянские архитекторы-католики строили Кремль и знаменитые кремлевские соборы. Но после Смуты отношение к латинянам кардинально изменилось. Как писал наш крупнейший знаток истории отношений с Римом Евгений Шмурло, в XVII в. «прежнее отчуждение от католичества сменилось страхом и ненавистью к «богоотметному костелу». Название римлянина, папежни-ка стало служить обидной бранью. В  XIX в. не протестантизм, а католицизм стал ассоциироваться в нашем сознании с пресловутым Западом. Вспомните Достоевского. До Второго Ватиканского собора (1962–1965) католики не считали православных христианами, называли «схизматиками» и пытались обратить в католичество (прозелетизм). Второй исторической причиной взаимного отчуждения является Брестская уния (1596), которая и сегодня воспринимается многими православными как кровоточащая рана.

Все попытки нормализовать отношения между церквями оканчивались неудачей, пока на папский престол в 2013 году не был избран кардинал из Латинской Америки.

Суть изменений заключается в том, что Франциск представляет другую часть католического мира, которая не знала ни наших богословских споров, ни Реформации и Контрреформации. Слова священники употребляют одни и те же, а острота восприятия в Европе и в Латинской Америке разная.

Та история, которая разделяет европейские христианские народы, никогда не была столь значима в Латинской Америке. А в эпоху глобализма и всемирного распространения христианства, и особенно в эпоху кровавых преследований христианства на Ближнем Востоке, в Африке и в Индии европейская церковная история и ее проблемы теряют масштаб, а вслед за этим и остроту восприятия. Франциск олицетворяет собой другой католицизм, без европейских негативных коннотаций. Христианство милосердное, христианство страдающее, а не воинствующее.

«Как и в древней Церкви, кровь мучеников стала семенем новых христиан, так и в наши дни кровь многих христиан стала семенем единства. Экуменизм страданий, экуменизм мученичества, экуменизм крови – это мощное напоминание о том, чтобы идти по пути примирения между церквями», – отметил папа на встрече с католикосом всех армян в мае 2014 года. Того, кто преследует христиан, сказал год спустя Франциск в видеопослании к участникам Всемирного дня христианского единства, не волнует, кто они – евангелики, православные, лютеране, католики... Ему все равно! Они просто христиане, и кровь объединяет. Дорогие братья, сегодня мы живем ‘экуменизмом крови’».

И в своей церковно-политической деятельности Франциск не обременен европейскими предрассудками и не придерживается традиционных для Ватикана блоковых позиций. Это видно на примере позиции, занятой папой относительно роли России в разрешении сирийского конфликта. И на Украине позиция Ватикана разнится от позиции США и западноевропейских стран. О позиции папы по ближневосточному конфликту мы можем судить на примере теплого приема, оказанного им только что президенту Ирана Роухани. СМИ сообщают, что Роухани просил папу за него помолиться.

Реклама на Forbes

Как и Иоанн Павел II, папа Франциск становится важным действующим лицом на международной сцене, а его отказ от следования внешнеполитическим стереотипам облегчил представителям Московского Патриархата преодоление психологического барьера в отношениях с новыми людьми в руководстве Апостольской Столицы.

По словам Франциска, церковный раскол или отсутствие единства христианского мира является большим соблазном для христианских народов Латинской Америки и Африки, которые не знали европейских религиозных войн и богословских споров. И сегодня он говорит, что «единство христиан не станет результатом мудреных теоретических дискуссий, в которых каждый будет стараться убедить другого в правильности собственных взглядов». Экуменизму дискуссий папа противопоставляет экуменизм человеческих отношений и преодолений конфликтов.

Поэтому одной из сверхзадач, которую папа перед собой поставил, является способствовать восстановлению церковного единства на человеческом уровне. Но те теплые взаимоотношения, которые установились между папой Франциском и патриархом Константинопольским Варфоломеем не приближают папу к решению этой проблемы, поскольку ключ к  ее нему находится не в Константинополе, а в Москве. Именно в России находится самая большая православная Церковь:  2/3 всех православных в мире приходится на Московский Патриархат.

В свою очередь, обострившаяся перед лицом исламского экстремизма, проблема христианского единства не решаема только силами православных церквей. Это обстоятельство делает контакты и сотрудничество между папой и патриархом столь желанными. Это сотрудничество автоматически превращает Кирилла в лидера православного мира, в роли которого до сих пор выступает патриарх Константинопольский Варфоломей.

О чем они будут говорить и какую декларацию подпишут в аэропорту Гаваны, не столь существенно.

Реклама на Forbes

Главное совершается на наших глазах. Предстоятели самых больших христианских церквей Запада и Востока согласились встретиться впервые в истории.

Рухнет ли стена, разделяющая католиков и православных? Наверное нет. Митрополит Иларион предупредил: патриарх и папа не будут молиться вместе. Это автоматически превращает их встречу во встречу двух политиков на высшем уровне. И вместо совместной молитвы будет декларация, которая, наверное, будет обращением к политикам и людям доброй воли.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021