Зачем нужна инвестиционная льгота

Введение инвестиционной льготы позволит промышленным предприятиям повысить уровень конкурентоспособности продукции Введение инвестиционной льготы позволит промышленным предприятиям повысить уровень конкурентоспособности продукции Фото Терновой Дмитрий для Forbes
Спад инвестиций в российской экономике невозможно преодолеть без продуманных мер по поддержке бизнеса

К 1 октября 2015 года правительство России должно по поручению президента рассмотреть возможность введения налоговых льгот промышленным предприятиям, инвестирующим в модернизацию производства. Целесообразность этого решения мы обсуждали на Петербургском экономическом форуме в рамках встречи главы государства с промышленниками. Предполагается, что уже со следующего года регионы смогут обнулять или снижать свою часть ставки налога на прибыль, а затем практика будет распространена и на федеральном уровне.

Фактически речь идет о возвращении «инвестиционной льготы», отмена которой в 2002 году стала тяжелым ударом для российских компаний.

С момента ее отмены представители бизнеса неоднократно предлагали ее вернуть. Необходимость этого шага давно назрела. В 2014 году инвестиции в основной капитал составили 9,85 трлн рублей, что на 2,5% ниже, чем в 2013 году, при этом инвестиции крупных и средних предприятий сократились на 4,3%. За первый квартал 2015-го капвложения в годовом исчислении сократились (с учетом инфляции) еще на 3,6%. По некоторым прогнозам, по итогам 2015 года спад инвестиций может превысить 10%.

Ослабление налоговой нагрузки благоприятно скажется на инвестиционном климате всей страны, даст положительный сигнал инвесторам, заинтересованным в развитии капиталоемких производств. Введение инвестиционной льготы позволит промышленным предприятиям увеличить капиталовложения, провести модернизацию производства и повысить уровень конкурентоспособности продукции.

Если говорить об экономических показателях, то льгота поможет, как минимум, уменьшить спад инвестиций. И в перспективе выйти на рост на 3,4% (или на $200-300 млрд за три года), который, по оценке Института Гайдара, необходим для потенциально возможного 3-процентного темпа роста ВВП. При этом быстрого восстановлениея инвестиций в разрезе всей экономики не следует ожидать до 2017 года. И возвращение инвестиционной льготы — лишь часть необходимых мер по поддержке реального сектора экономики, наряду с денежно-кредитной политикой, обеспечением доступности кредитных ресурсов для предприятий, проектным финансированием, развитием инфраструктуры.

Инвестиционные льготы широко применяются в развивающихся экономиках. Так, в начале 1990-х годов Китай активно создавал льготные налоговые режимы для развития экспортоориентированных и высокотехнологичных отраслей. Массовый приток инвестиций в китайскую экономику в тот период, безусловно, явился фактором последующего стремительного экономического роста. Преференциальный налоговый режим для иностранных инвесторов, сформированный в Китае к началу 1990-х, обеспечил резкий рост прямых иностранных инвестиций. Например, в 1992 году показатель вырос почти в пять раз (до $58,1 млрд), а в 1993 году еще на 93,7% — до $111,4 млрд. Деньги, технологии и опыт иностранных компаний обеспечили десятикратный рост экспорта, со $121 млрд в 1994 году до $1,2 трлн в 2007 году. Темп прироста ВВП в 1990-м составил 3,9%, в 1993-м возрос до 14% и к началу 2000-х стабилизировался на уровне 8,4%.

В Великобритании в 2008 году для поддержки инвесторов в период кризиса была введена льгота для предприятий, инвестирующих в основные средства (заводы, оборудование). В 2009 году при сокращении ВВП на 5,8% налоговые скидки на инвестиции были удвоены. Было произведено временное снижение ставки НДС с 17,5% до 15%. К 2010 году экономика Великобритании вошла в стадию восстановления. К 2011 году рост ВВП составил 2%.

В США в 2006 году ввели инвестиционную льготу для предприятий, инвестирующих в проекты по созданию систем воспроизводства солнечной энергии и для частных лиц, устанавливающих подобные системы, в 30% от подоходного налога. С 2006 года средние темпы прироста объема использования энергии солнца составили 76%. Увеличилась энергоэффективность экономики.

Безусловно, решение о введении льготы в российских условиях будет непростым.

Введение налоговых льгот может лишить и без того дефицитные региональные бюджеты весомой части налоговых поступлений. Но в средне- и особенно в долгосрочной перспективе выгоды от введения инвестиционной льготы очевидны. Она будет способствовать сбалансированному развитию национальной экономики и, в конечном итоге, обеспечит тем же регионам новые рабочие места и дополнительные налоговые доходы.

Новости партнеров