К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему Китаю не грозит пузырь на рынке потребкредитования

Фото Reuters
Фото Reuters
Переход к современному обществу потребления создаст новые рабочие места и снизит зависимость китайской экономики от экспортной конъюнктуры

В прошедшее десятилетие дешевые кредиты строительной отрасли позволили Китаю создать транспортную и производственную инфраструктуру, построить бесчисленные города, а заодно вывести из нищеты сотни миллионов бывших крестьян, ставших строителями. В следующие 10 лет, когда рост за счет строительства будет неизбежно замедляться, кредитование будет снова призвано на помощь. На этот раз — потребительское кредитование. Но Китаю нужно постараться избежать ошибок своих западных соседей.

Осуществление плана форсированной модернизации Китая, начавшееся 30 лет назад, стало возможно благодаря уникальной системе управления капиталом. Была создана монополия на сбережения, при которой население было вынуждено нести капитал в госбанки под почти нулевые проценты. Этот фактически бесплатный капитал, исчисляемый триллионами долларов, был основой самой грандиозной стройки в истории человечества — стройки мастерской мира. В основе этой стройки, помимо капитала, лежала и вторая составляющая — труд сотен миллионов бывших крестьян, переселившихся в города. В итоге была создана производственная инфраструктура, а также сформировано урбанизированное общество с быстро растущим средним классом. Следующей задачей, реализацией которой мы станем свидетелями, является превращение этого класса в общество потребителей.

До недавних пор массовый рост потребительского рынка был невыгоден государству, поскольку еще недавно Китай специализировался на товарах с низкой добавочной стоимостью — одежде и т. п., в то время как сложные продукты в основном импортировались, что означало вывод из страны значительного объема капитала. Теперь же, когда большая часть высокотехнологических товаров с высокой добавочной стоимостью уже производится внутри страны, рост потребления начинает активно поощряться Пекином.

 

Отныне добавочная стоимость остается внутри китайской экономики и вызывает мультипликативный эффект. Интересно наблюдать, как открытие какого-нибудь производства приводит к появлению по соседству различных магазинчиков, уличных ресторанов и парикмахерских. Создается множество сопутствующих рабочих мест, которые в свою очередь увеличивают потребление, тем самым замыкая круг. В этом состоит замысел государственной стратегии по переходу к экономике потребления, к форсированной реализации которой Китай теперь готов. Потребительское кредитование будет одним из основных катализаторов этого процесса, а население помимо источника капитала постепенно станет и его пользователем.

Пока потребительское кредитование в Китае практически не развито. Покупатели за все предпочитают расплачиваться наличными или дебетовыми картами. Автомобили также в подавляющем большинстве покупаются без привлечения кредита. Более того, даже покупка жилой недвижимости, особенно в небольших городах 3-го и 4-го эшелона, как правило, проводится за счет сбережений покупателей. Ипотека широко распространена лишь в крупнейших городах, но и там покупатели обязаны вносить за первую и вторую квартиру, соответственно, 30% и 70% первоначального платежа.

 

Однако, вопреки распространенному убеждению, китайцы не против кредитования.

Это верно, что в недавнем прошлом они были склонны сберегать, а не тратить. Согласно официальным данным, китайцы сберегают более 50% своего дохода, в то время как в среднем по миру этот показатель составляет около 20%, а, например, в США около 4%. Но такая высокая норма сбережения вызвана хроническим чувством незащищенности, оставшимся со времен «культурной революции». А уже поколение 1970-х, по моим наблюдениям, абсолютно другое – с точки зрения потребления они уже намного меньше отличаются от своих, например, североамериканских сверстников.

У низкой распространенности потребительского кредитования есть важное положительное качество — она придает китайской экономике определенную стабильность. Ведь во время прошлого кризиса в Америке именно чрезмерный уровень потребительского и ипотечного кредитования стал одной из причин затяжной рецессии — столкнувшись с высокими процентными ставками и ужесточенными требованиями к заемщикам, американцы впали в анабиоз и прекратили делать крупные покупки, что ввело в ступор американскую экономику, ориентированную в первую очередь на потребление. Россия также находится в сходной ситуации — налицо факт перекредитованности населения.

 

Рост потребительского кредитования, разумеется, сделает китайскую экономику более уязвимой.

Однако, при разумном регулировании, это будет оправданно. Главное, как мы уже говорили, развитие потребительского кредитования в Китае, в отличие от США и России, в первую очередь простимулирует создание рабочих мест внутри страны, а также снизит зависимость от экспорта и от конъюнктуры мирового рынка. Это даст и новый стимул развитию китайской банковской системы.

Какие выводы можно из этого сделать? В первую очередь это то, что опасения относительно снижения роста китайской экономики, вероятно, несколько преувеличены, поскольку такой мощнейший инструмент, как потребительское кредитование, еще даже не был задействован. Для России же из этого следует, что долгосрочные перспективы отраслей, вовлеченных в цепочку производства товаров потребления, в Китае на самом деле несколько лучше, чем представляется в настоящий момент. Рост потребления в Китае должен привести к повышенному спросу на целый ряд сырьевых ресурсов, а также сельскохозяйственную продукцию.

Что касается инвесторов, то для них интерес могут представлять целый ряд компаний*, выигрывающих от роста потребления. Некоторые из них сейчас стоят существенно ниже их справедливой стоимости. Например, компания China Mobile, один из крупнейших в мире операторов сотовой связи, выигрывающий от массового перехода на смартфоны. Или Hang Lung Group, владелец одних из лучших торговых центров в Китае. Среди компаний меньшего размера можно отметить I.T Limited — владельца целого ряда брендов модной одежды, популярной в Гонконге и континентальном Китае, ювелирную компанию Chow Sang Sang, а также Springland — владельца небольших, но очень успешных универмагов на востоке Китая.

*Упомянутые компании входят в портфель Long Jing Capital

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости