К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему мы еще долго будем жить исключительно сегодняшним днем

Тимофей Радя, работа Future
Тимофей Радя, работа Future
Нынешний кризис уже назвали «возвращением истории». Объявленный в 1992 году Фрэнсисом Фукуямой «конец истории» очевидно оказался преждевременным. Войны, в том числе в Европе, не кончились. Достаточно вспомнить Югославию, не говоря о десятках кровавых конфликтов по всему миру. Завершение холодной войны отнюдь не привело к повсеместному утверждению демократии и рыночной экономики, как предрекал Фукуяма

Более того, за время, которое прошло с момента выхода его книги, мы, пожалуй, убедились, что рыночная экономика отнюдь не является единственным условием демократии. Россия, Китай, Эмираты демонстрируют совершенно обратное. Определенные антидемократические тенденции наблюдаются даже в Венгрии или Польше. И, конечно, далеко не все страны трактовали и трактуют величие исключительно в категориях ВВП или индекса счастья.

Национальное государство, зародившееся в Европе в XIV веке, не ушло в прошлое, несмотря на успех трансграничных объединений и альянсов, глобализм и космополитизм. Миграционный кризис, Brexit, Трамп, рецидив восстановления границ во время пандемии вернули в повестку подзабытые «национальные интересы». Есть, правда, некоторая надежда, что нынешний кризис их основательно скомпрометирует, но до этого еще надо дожить.

Юваль Ной Харари считал «упадок войны», по крайней мере между крупными державами, величайшим достижением нашей цивилизации, высвободившим колоссальные средства, которые человечество использует для решения мирных задач: развития здравоохранения, образования, разработки и продвижения новых технологий, сглаживания контрастов между богатством и бедностью. Но сегодня военные бюджеты снова начали расти. Эти деньги навсегда уйдут из экономики счастья. Будем надеяться хотя бы на то, что они просто будут ржаветь на военных складах, а не станут фундаментом экономики горя.

 

Еще недавно мы полагали, что прекрасный новый мир наступил. Homo Deus, как его рисовал Харари, уже родился и скоро станет господствующим человеческим видом. Нас, конечно, заботили кое-какие этические проблемы, связанные с победой этого самого Homo Deus, но об этом теперь вспоминаешь с такой же иронией, как о демонстративном отказе от употребления коровьего молока или полемике об отчаянной нужности феминитивов.

В одном мы окончательно убедились: мы не в состоянии предвидеть будущее уже хотя бы потому, что многие из нас живут в своих ценностных и временных парадигмах, кто-то в XIX, а кто-то в XXII веке. И тем и другим приходится теперь жить исключительно сегодняшним днем. Это единственный доступный всем горизонт планирования.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+