К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как технология DAO позволяет привлекать деньги, управлять компаниями или государством

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
После создания блокчейна в мире стали появляться организации на базе этой технологии, где решения принимает не совет директоров, а пользователи проекта. Эти компании называются DAO — децентрализованные автономные организации. Капитализация всех DAO уже достигла $10 млрд, а токены восьми таких проектов вошли в сотню крупнейших криптовалют. Креативный продюсер блокчейн-проектов Егор Лапшов в колонке для Forbes рассказывает, кто создает DAO, для чего они нужны и почему эта технология до сих пор остается спорной с точки зрения закона

Пропуск за токен

Среди сторонников криптовалют и блокчейна все более популярными становятся DAO — децентрализованные автономные организации. По сути DAO — это некое онлайн-сообщество, клуб или организация, ключом попадания в который является токен. Это похоже на замену секретного рукопожатия, рассказывал автор Wired Гилад Эдельман, который создал собственное DAO — lmaoDAO, посвященное придумыванию смешных подписей к карикатурам журнала The New Yorker (как и Wired, входит в издательский дом Condé Nast). 

Многие DAO представляют собой просто группу в мессенджере Discord, для попадания в которую пользователю нужен определенный токен. Другими словами, участником DAO может стать лишь тот пользователь, у которого есть криптокошелек. Эдельман также называет DAO основанным на блокчейне краудфандингом, где вместо фиатных валют используются криптовалюты — те самые токены, которые нужно приобрести, чтобы стать частью определенного сообщества.

Самый известный пример функционирования технологии — проект The DAO, который запустил в 2016 году немецкий стартап Slock.it в качестве новой модели корпоративного финансирования и управления. Он был создан как смарт-контракт на блокчейне Ethereum, которому к тому моменту был всего год. The DAO собрал более $160 млн (12,7 млн ETH) примерно от 20 000 человек. Инвесторы проекта собирались коллективно проголосовать токенами DAO (их давали в обмен на ETH), куда потратить деньги. Предполагалось, что их вложат в новые стартапы, идеи которых мог бы предложить любой человек: если бы стартапы стали успешными, инвесторы The DAO получили бы в них свою долю, в случае провала деньги бы просто «списали». 

 

Несмотря на это, эксперимент все-таки не удался — из-за уязвимости в смарт-контракте хакеры украли 3,6 млн ETH, а создателям пришлось «откатывать» Ethereum до момента, когда The DAO еще не существовало. До сих пор существует Ethereum classic — версия валюты, которую развивают те, кто в 2016 не согласился с откатом блокчейна в прошлое. Капитализация ETH classic — $5,4 млрд против $388 млрд у ETH.

Куб вольфрама

С тех пор появились сотни DAO, многие из них стали успешными и вышли за рамки криптомира. Капитализация всех DAO — $10 млрд, токены восьми проектов уже вошли в сотню крупнейших криптовалют.

В прошлом году в Jenny DAO купили права на NFT-трек диджея Стива Аоки за $1 млн. Устав организации позволяет поровну делить доход от продаж произведения. Инвесторы вложили в эту организацию $7 млн.

Еще одна DAO — Metafactory — создает крафтовые бренды одежды: любой дизайнер может отправить им свои эскизы и в случае успеха на голосовании получить деньги на производство, которое начинается с создания цифровой одежды. Ее продают в виде NFT-токенов, добавляя бонусом реальную вещь. Компания рассказывала, что хочет соединить реальный и виртуальный миры. Их DAO позволяет начинающим дизайнерам стать популярными, не касаясь сложностей и минусов модной индустрии.

Assange DAO объединила 10 000 человек, желающих освободить создателя Wikileaks. Они собрали $53 млн в феврале 2022 года и сейчас думают, как на эти деньги помочь Джулиану Ассанжу. 

 

Есть DAO, которые управляют криптостартапами, поддерживают общественные инициативы, художников или идеи. Уже активно развивается метавселенная, которая даст возможность этим проектам открывать виртуальные офисы. Конечно же, ее развивают в том числе с помощью грантов от DAO.

Порой использование технологии выглядит довольно оригинально: криптоэнтузиасты собирали $250 000 на покупку огромного куба вольфрама или пытались выкупить редкий экземпляр Конституции США за $20 млн. 

Все DAO основаны на смарт-контрактах — алгоритмах действий, записанных на блокчейне. Разработчик создает что-то вроде компьютерной программы, в которую можно вложить десятки заданий: например, схему вывода денег или автоматизацию выплаты зарплат. В теории с его помощью весь бюрократический аппарат можно заменить одним файлом. Тем самым можно сэкономить и деньги, и время.

Классические DAO демократизируют принятие решений — все держатели токенов имеют право голоса. Если перенести этот принцип на компанию, то каждый ее сотрудник будет иметь возможность высказать предложение, которое нельзя проигнорировать. 

У идеального DAO нет центрального органа управления, а все правила либо создаются вместе с сообществом, либо уже созданы и опубликованы. Изменения в «цифровой закон» или не подразумеваются, или принимаются на голосовании. 

 

Существуют и DAO, которые можно назвать относительно централизованными — большинство токенов в них изначально распределены не по прозрачной схеме.

DAO — это лишь технология, и при желании настроить ее можно по любому принципу: от идеалистически коммунистического до запредельно капиталистического. 

Бизнес-секреты

Цифровизация государства тоже вполне может пойти по пути DAO. Принятие криптовалют — один из главных дискуссионных финансовых вопросов современного мира. Наступит момент, когда споры в правительствах утихнут и все государства разделятся на «за» и «против». После этого можно ожидать роста криптограмотности. Люди поймут, как использовать технологию, и рано или поздно узнают про DAO — если, конечно, не придумают новые запреты.

Но закрыть DAO без согласия основателей крайне сложно. Технология позволяет заниматься криптобизнесом, не раскрывая своего имени и не платя налоги. 

Однако оборотная сторона медали тоже существует: тотальная цифровизация притягивает хакеров, поэтому важно найти специалиста, который сможет создать качественный смарт-контракт без уязвимостей. 

 

Также есть риск навсегда потерять доступ к DAO — достаточно забыть пароль от криптокошелька. На технологию нельзя подать в суд — вам никто не сможет помочь. Такая необратимость иногда пугает людей. 

Часто основы DAO разрабатываются совместно с комьюнити, во многих из них открытый код. Любой желающий может проанализировать технические документы и предложить улучшения.

Открытость — еще одна спорная сторона DAO. Для многих предпринимателей важно сохранять бизнес-секреты. С DAO это практически невозможно, все будут знать, сколько у компании денег, а также на что и когда их тратят. В криптомире все к этому привыкли — каждый имеет доступ к финансовым данным любого пользователя сети. Необходимо знать только номер кошелька: так, например, на публичном адресе создателя Ethereum Виталика Бутерина сейчас $10 млн ETH и еще несколько миллионов долларов в других токенах.

Верховное голосование

Иерархия в таком открытом обществе, как DAO, все равно присутствует. Во всех DAO есть два типа токенов: LP (liquidity provider) и гавернанс. Их количество прописывают в смарт-контракте. Первый этап в любом DAO — настройка и распределение гавернанс-токенов, их можно сравнить с распределением мест в парламенте. С помощью этого типа токенов можно проводить голосование за исполнение важных изменений. Владение токенами можно приравнять к посту в совете директоров. В каноничном DAO владельцами гавернанс-токенов становятся избранные сообществом люди. Также есть опция изначально установить фиксированный круг владельцев.

На втором уровне важности — LP, обычно их открыто продают на криптобиржах. LP легко сравнить с акциями компании, пользователь может заработать на DAO, продав их при необходимости.

 

Как и в реальной жизни, акционерам могут не нравиться нововведения, и они вправе забрать свои деньги — в DAO это займет пару кликов. Владельцы LP-токенов имеют право вносить свои предложения, голосование проходит на открытых площадках. В зависимости от устава DAO исполнение решения происходит после определенного кворума голосов. Технически это может произойти автоматически (on chain) или после «верховного голосования» гавернанс-токенами.

LP-токенами можно награждать активных участников проекта — например, за эффективное улучшение кода, пиар или участие в коммьюнити, важнейшем элементе любого DAO и NFT-проекта. Для DAO очень важно давать возможность объединяться. Многие участники вступают в них не только из-за заработка, но и ради социальной или развлекательной составляющей.

DAO все еще остается спорной с точки зрения закона технологией, но, например, в американском штате Вайоминг их уже приравняли к обществам с ограниченной ответственностью (ООО). На прошлой неделе власти Австралии подготовили программу по урегулированию DAO. Спустя несколько дней в британском правительстве заявили о похожей инициативе.

Принятие должно приходить с ростом популярности криптовалют. Блокчейн сейчас популярен так же, как интернет в 1999 году. Тогда еще мало кто понимал, насколько всеобъемлющей может стать новая технология. Сейчас мы не знаем, что будет чувствовать человек, подчиняясь алгоритму. Получится ли развивать бизнес, если все доходы и расходы станут открытыми? Что будут делать миллионы уволенных финансистов? DAO поднимает много философских вопросов. Сегодня количество людей, голосующих в DAO, не больше нескольких миллионов, а от ответов на эти философские вопросы будет зависеть, увеличится ли их число.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+