К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Призывная комиссия: почему служба в армии приводит к экономическим издержкам

Призывник во время получения обмундирования в сборном пункте Военного комиссариата Новосибирской области. (Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС)
Продолжение использования призывников наносит существенный вред как самим призывникам, так и экономическому развитию всей страны, считает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. В странах ОЭСР в период с 1960 по 2000 год рост доли призывников в населении на 0,01% снижал рост экономики на горизонте 10 лет более чем на 4%

Весной 2022 года на военную службу в России будет призвано 134 500 российских граждан. Сам факт призыва, столь привычный для нас, отсутствует в большинстве развитых стран мира, полностью перешедших на профессиональную армию. Во многом это связано с экономическими издержками обязательной военной службы, о которых экономисты говорят еще со времен Адама Смита.

Отрицательный капитал

Издержки профессиональной армии в основном материальны. Чтобы содержать ее, нужно увеличивать бюджетные расходы, то есть повышать налоги. В случае призывной армии речь идет о так называемых альтернативных издержках, или издержках упущенной выгоды для всего общества. Их, в свою очередь, можно разделить на статические, влияющие на экономическую эффективность в момент призыва, и динамические, связанные с искажениями в экономике, которые препятствуют ее росту в более долгосрочной перспективе.

Статические издержки возникают прежде всего из-за нерационального использования человеческих ресурсов. Производительность труда очень сильно зависит от того, насколько та деятельность, которой занимаются работники, соответствует их талантам, способностям, знаниям и наклонностям.

 

В случае свободного выбора люди стараются найти занятие, которое максимально соответствует их личным характеристикам. Любое принуждение, включая призыв в армию, приводит к тому, что человек занимается не тем, в чем может лучше всего себя проявить, а это снижает общую эффективность, которая измеряется далеко не только деньгами. Сюда добавляются и издержки, связанные с желанием уклониться от призыва. В России, в частности, это выражается в том, что многие молодые люди, которые могли бы и хотели бы начать работать сразу после окончания школы, вынуждены тратить время на бесполезное для них обучение в вузе только ради отсрочки от армии.

К тому же кажущаяся дешевизна призывного труда приводит к тому, что отношение количества военнослужащих к военному «капиталу» (в виде вооружений или технологий) оказывается слишком большим. А короткий срок военной подготовки, отсутствие опыта, высокая текучесть кадров, дефицит мотивации и стимулов означают более низкую производительность «военного» труда призывников по сравнению с трудом профессиональных солдат.

Ну а динамические издержки приводят к долгосрочным негативным последствиям для экономики. Наиболее важным источником таких издержек является то, что служба в армии отбирает у молодых людей время, которое они могли бы посвятить накоплению человеческого капитала: образованию, профессиональной подготовке или приобретению первого опыта работы. Призыв прерывает или откладывает эти инвестиции в человеческий капитал. Кроме того, за время службы в армии частично теряются уже накопленные знания и навыки, которые обычно не востребованы на военной службе.

Баланс потерь

Количественные оценки издержек призывной модели показывают, что они очень существенны. К примеру, в Бельгии (когда там еще существовал призыв) потери экономики из-за призыва в два раза превышали официальные бюджетные траты на армию. А в Германии в 1980–1990-х годах они составляли ежегодно от €2,2 млрд до €6,7 млрд (9% и 27% всего военного бюджета страны в то время). Межстрановые исследования показали, что в странах ОЭСР в период между 1960 и 2000 годом увеличение доли призывников в населении на 0,01% снижало экономический рост на горизонте 10 лет более чем на 4%. А на индивидуальном уровне исследования нобелевского лауреата 2021 года Джошуа Ангриста показали, что заработок белых американцев, призванных на военную службу в начале 1970-х, впоследствии был на 15% ниже, чем у их сограждан, не попавших в армию.

Экономические издержки контрактной армии становятся выше, чем у призывной, только тогда, когда расходы на армию и издержки взимания дополнительных налогов становятся слишком велики для общества. Этим отчасти можно объяснить, почему сохраняется призыв в таких странах, как Израиль. В Израиле, правда, удалось решить и еще одну проблему, связанную с призывом, а именно проблему потери человеческого капитала во время службы. Израильская армия настолько технологична, что во время службы по призыву солдаты получают немало навыков, которые оказываются полезными и после окончания службы. Более того, бум старт­апов в Израиле некоторыми исследователями напрямую связывается именно с опытом службы в армии.

 

Однако положение дел в Израиле явно отлично от того, что происходит в российской армии, так что дать экономическое обоснование продолжению использования призывников не представляется возможным. Отказу от полного перехода на контрактную армию можно искать политические или какие-то другие объяснения. Но надо четко понимать, что продолжение использования призывников наносит существенный вред как самим призывникам, так и экономическому развитию всей страны.  

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+