К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Прилетел, нагадил на голову экспертизой и бросил»: чем менторы опасны для бизнеса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Популярность консультаций с наставниками, или менторами, среди бизнесменов растет не первый год. Такие специалисты делятся с предпринимателями опытом, помогают быстрее и с наименьшими потерями добиться целей компании. Но подобное сотрудничество сулит и проблемы: владелец бизнеса по совету наставника может принимать ошибочные решения, оказаться жертвой чайка-менторства, начать делать все ради получения одобрения и потерять самостоятельность. Об этих и других неочевидных последствиях работы с менторами в колонке для Forbes рассказывает сооснователь российского сервиса заказа еды Chibbis Сергей Крючков

Идея создания нашей компании пришла в голову моему другу и коллеге Роману Копнину еще в 2013 году. Он тогда выдавал кредиты в банке, а я занимался вечеринками в родном Архангельске. Необходимых компетенций, средств и команды, чтобы строить прибыльный бизнес, у нас не было, да еще и конкурировать приходилось не абы с кем, а с «Яндексом» и Delivery Club. 

Бизнесовые компетенции мы долгое время перенимали у более опытных и умных людей. За девять лет от идеи на салфетке в баре (это не метафора, это правда было так) до старта и масштабирования нашей бизнес-модели мы прошли, пожалуй, через сотню специалистов разного профиля. Всякий раз, когда приходилось осваивать новое направление в бизнесе, мы обращались к людям, чья экспертиза была выше. И я безоговорочно благодарен каждому, кто внес свой вклад в формирование моего мировоззрения и в настройку наших бизнес-процессов.

Но если польза от подобного взаимодействия между ментором и предпринимателем очевидна (перенимать опыт более успешных и мудрых коллег — лайфхак на века), то про обратную сторону такого союза почему-то принято не говорить. Хотя любой ментор — это такой же человек, и он может не только помочь, но и навредить, даже не желая того.

 

Кто есть кто 

Сегодня наставничество в тренде как никогда. Люди берут в наставники людей с миллионной аудиторией в соцсетях или сотрудников корпораций, хотя они не обязательно хорошие менторы. Самопровозглашенных наставников и коучей можно найти везде: если верить рекламе в сети, сегодня талант обучения открыли в себе тысячи, и теперь только ленивый не записал себя в тренеры, менторы, коучи, «3 в 1» и с ментолом. Кто есть кто среди этих специалистов?

Ментор — человек с опытом в вашем направлении, прошедший похожий путь в своем контексте, при своих ресурсах и в свое время. Он делится личным опытом и своим мировоззрением. Ментор точно круче, чем менти (это вы) в моменте. Но под надлежащим присмотром у менти есть все шансы обогнать своего сэнсэя.

 

Коуч может быть проще, чем его коучи (это вы), но его уровень осознанности точно выше. Коуч задает правильные вопросы и помогает своему подопечному осознать новое о себе и своем бизнесе, чтобы тот двигался дальше. Если вы — самолет, то коуч строит за вас взлетную полосу.

Тренер, в отличие от ментора или коуча, помогает выучить и наработать некий отдельный навык — как и тренер в спорте. Скорее всего, даже самый слабый игрок команды НБА обыграет своего тренера. Но тренер мастерски владеет парой приемов, которые сможет передать вам.

В процессе развития Chibbis нашей главной задачей было заимствование релевантного опыта у людей, прошедших в бизнесе похожий с нами путь. Поэтому мы взаимодействовали с менторами, а не с коучами. К бизнес-тренерам мы тоже обращались, но скорее с разовыми задачами. Все-таки постановка определенного скилла — это не такой глобальный процесс, как работа с ментором, когда вы «чините» и мышление, и команду, и стратегию с бизнес-процессами. 

 

За годы я сформулировал для себя ряд минусов, которые возможны при работе с менторами. С какими-то из них мы столкнулись сами, что-то подсмотрели у коллег, а некоторые вещи обошли нас стороной, но это не отменяет их актуальность. Ряд ошибок я совершил сам, когда стал пробовать себя в роли ментора. 

Ниже — самые распространенные недостатки наставничества и заблуждения насчет менторства.

Ментор знает, как правильно

Понятия «правильно» в нашей бизнесовой системе координат не существует. Опираясь на свой прошлый опыт, ментор лишь может рассказать вам, как предупредить ошибки, и поделиться тем, что сработало в его случае. Но подойдет ли вам тот же метод, нужно еще проверить. 

Советы ментора могут не подойти по нескольким причинам:

  • Ошибка метода. При решении поставленных задач ментор может предлагать вам те методы, которыми он владеет лучше всего. Но это не значит, что это подходящие для вас методы. Бизнес — это сложный механизм, и под разные проблемы нужны свои решения. Стоит также помнить, что любой специалист «кончается», и компетенции вашего ментора тоже не бесконечны. Менторов можно и нужно менять. Здесь все как в жизни: в шесть лет «Букварь» впечатляет и открывает новое, но в 16 пора взять в руки книжку посложнее.
  • Недостаточная осведомленность ментора о деталях работы вашего бизнеса. Порой взгляд ментора поверхностный — он не обладает глубинными знаниями конкретно в вашей нише. Тогда он будет пытаться подогнать вас под известный ему стандарт. На фоне этого его ожидания могут сильно отличаться от реальности, с который вы сталкиваетесь на практике. Например, один из экспертов всегда ругал нас за невысокую конверсию во вторую покупку, опираясь на то, что в такси она высокая. Но такси и заказ еды — разные бизнесы. За день можно и 20 раз съездить из точки в точку, а поесть 20 раз никак не получится. В таких случаях важно помнить, что хоть ментор и опытнее в каких-то вопросах, бизнес ваш, и последнее слово всегда остается за вами. Не нужно бояться говорить «нет» ментору, если вы в чем-то уверены.
  • Ошибка ментора. Ментор — тоже человек, а человеку свойственно ошибаться. Бывает, что вы сделали все так, как говорил ментор, и это не сработало. Виноват ли ментор? Нет. Это все еще ваш бизнес и ваш опыт. Порой ментор говорит: «Делай А», но вы делаете «Б» — и все получается. Стали ли вы теперь умнее своего наставника? Снова нет. Так и должно быть, ведь никто не разбирается в вашем бизнесе лучше, чем вы сами. И если идеи ментора подтолкнули вас посмотреть на проблему с другой стороны и найти верное решение самому — это тоже часть рабочего процесса. 

Когда в 2016 году мы проходили акселерацию во ФРИИ, вся команда экспертов уверяла нас, что нужно запускать Chibbis в Новосибирске и Екатеринбурге. Согласно нашей стратегии, мы обходили рынок столиц и городов-миллионников, чтобы не вступать в маркетинговые войны, которые мы не могли себе позволить. Мы активно запускались в небольших региональных городах с населением до 500 000 человек, поскольку четко понимали там рынок, потребности и конкуренцию. Доверившись экспертному мнению, мы потратили почти два месяца на запуск в Екатеринбурге и Новосибирске. А параллельно с этим на свой страх и риск запустились еще в Рыбинске. Сегодня в Рыбинске у нас заказов в три раза больше, чем в Екатеринбурге и Новосибирске вместе взятых.

 

Личные цели ментора

Помимо того, что менторы порой просто ошибаются, они могут учиться менторству в процессе, где вы — это подопытный кролик: тестировать гипотезы не на своем, а на вашем бизнесе, самоутверждаться на фоне менее опытного товарища или преследовать другие свои личные цели, ведь рядом есть тот, кто готов ловить каждое их слово.

Однажды человек, с которым мы работали больше полугода, заявил, что у него есть друзья, которые очень бы хотели вложиться в Chibbis. Но дело в том, что если его не будет в числе совладельцев компании, они даже не станут разговаривать о каких-либо условиях. Поэтому нужно срочно оформить на него чисто символические 5–10%, и тогда он нас им представит. А если сделка не выгорит — потом подумаем, какую еще пользу он бы мог нам принести. После такого предложения наши отношения подошли к концу.

Все как у родителей

Работая в паре с ментором над бизнесом, может случиться так, что вы окажетесь совершенно разными по складу людьми. И тогда ментор может начать исправлять вас, а не ваш бизнес. А вам совсем не это нужно. 

Может быть и так, что ментор начнет проецировать на вас свои желания и ожидания. Здесь все как у родителей: мама мечтала танцевать, поэтому отправит дочку на балет. Так и в вашем союзе: у ментора есть возможность воплотить на вашем примере в жизнь все то, что он хотел, но сам не смог.

 

Тут важно понять: что бы ни советовал делать с бизнесом ментор, не забывайте — вся ответственность всегда остается на менти. Ваш бизнес — это ваши проблемы. Ментор никогда не пойдет за вас делать продажи или проводить проблемное интервью с целевой аудиторией. 

Одобрение вместо результата

Вы уже несколько недель работаете над своим проектом в связке с наставником. И, сами того не заметив, попали под чары более мудрого и опытного коллеги. И вот вы уже занимаетесь не бизнесом, а поиском одобрения своего ментора. Уже не важно докопаться до сути — важнее попасть в картину своего ментора, чтобы услышать заветное «Ты молодец». Так бывает очень часто. И этот процесс — уже не про дело и твой результат, а про иррациональный поиск заветного одобрения. Наглядный пример такого в массовой культуре — взаимоотношения Джей Ди и доктора Кокса из сериала «Клиника».

Такая история про поиск одобрения вместо ведения бизнеса была и у нас. Однажды нашей команде довелось три месяца поработать под руководством двух предпринимателей и консультантов по интернет-бизнесу. Довольно скоро целью моих недельных трудов стал не рост заказов и запуск новых городов, а желание получить похвалу от своих наставников. Уже неважно, что за несколько дней к сервису присоединились 30 новых партнеров — важно, чтобы наши менторы это заметили и оценили. 

Я довольно скоро заметил, что мои цели сменились с получения результата на получение одобрения. Но отношения с менторами из-за этого прерывать поначалу не стал. Постоянно договаривался с самим собой, что не буду обращать внимание на их реакцию, злился, обижался, старался прыгать выше головы якобы ради самого себя и бизнеса, но это был самообман. Мой фокус как предпринимателя так и оставался сбит с результата, который можно оцифровать, на поиск чего-то иррационального, в данном случае одобрения ментора, которое в работе не применить.

 

И чья эта победа?

Предприниматели — особая порода людей, они по жизни победители и «достигаторы». И не каждый готов делиться славой со своим ментором. Кому-то даже важнее сделать что-то не быстро и эффективно, а просто самому. И работа с ментором будто обесценивает сам результат. Не каждый наставник это чувствует и умеет вовремя отступить в сторону, оставив менти сиять под светом софитов. Кто-то, наоборот, рад забрать себе всю славу, тактично намекнув своему подопечному: «Ты же вот сам делал-делал, и не получалось. А со мной стал делать — и все вышло. И чья эта победа?» Такие вещи иррациональны, они не лежат на поверхности, но могут стать большой проблемой в отношениях между ментором и менти и будут негативно влиять на рабочий процесс.  

Чайка-менторство

У ментора своя жизнь, свой бизнес и свои задачи. У него нет времени сидеть с тобой по вечерам и досконально разбирать твои проблемы. Такой ментор подобен чайке: прилетел, нагадил на голову экспертизой и бросил. Настроение испорчено, что делать дальше, тоже неясно. 

Подобный подход не приводит к успеху, но очень распространен — в первую очередь из-за финансового фактора. За менторством чаще обращаются начинающие компании. Не все такие команды могут позволить себе вести работу с дорогостоящим ментором на постоянной основе, а заказать разовую сессию могут. Ментору в то же время выгоднее продать одну сессию, чем не продать ничего. Хотя польза от подобной работы может быть только при систематических консультациях. Ведь менторинг — это не просто про поболтать. Это выстраивание маршрута по точкам, а не по прилетам чайки. Работа с ментором — это работа в системе, и менти должен понимать, каков следующий шаг. Более того, в этой связке менти — это не только сам фаундер, но и его бизнес и команда.

С трудом верится в то, что за один созвон или встречу можно направить основателя в нужное русло и сразу дать ему необходимые инструменты для работы. Максимум подобная разовая коммуникация может помочь фаундеру начать сомневаться в своем подходе. Сомнение — это хорошо, если оно в умелых руках. Если не самый решительный предприниматель после разовой встречи с наставником начнет сомневаться в своих поступках еще больше — это может загубить его бизнес.

 

Потеря самостоятельности

Если долго работать в связке с ментором — вы на это подсаживаетесь. Несмотря на то, что с вас постоянно требуют результат, этот процесс по-своему расслабляет. Когда рядом есть человек, с кем можно посоветоваться по поводу принятия тех или иных решений, это успокаивает. А когда он пропадает, вы сталкиваетесь с суровой реальностью, что двигаться дальше самостоятельно уже не так просто. Ведь раньше любая ваша идея сперва проходила краш-тест у опытного коллеги, а сейчас все краш-тесты придется проводить самому. Вы выросли, ваш бизнес тоже, соответственно, и цена ошибки возросла. Как же быть? Продолжать пробовать и ошибаться — главное, научиться делать это быстро и дешево.

Проблема потери самостоятельности — то, с чем сталкиваются все выпускники акселерационных программ, разных курсов и проектов по ускорению бизнеса. Вчера ты в окружении единомышленников и под присмотром более опытных наставников быстро решал задачи, а сегодня — снова вернулся в привычный режим: вокруг умиротворенные коллеги, а ментор уже не прикрывает тебя. Помимо того, что депрессия в таком случае почти гарантирована, ты еще и теряешь какую-либо уверенность в своих решениях. И начинаешь на ощупь предпринимать первые самостоятельные шаги в своем же бизнесе. Важно относиться к этому как к нормальности: спад продуктивности после такого рывка неизбежен, но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы прогресс продолжался.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+