К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Недостающая деталь пазла: как ChatGPT может улучшить экономику брокеров

Фото Zuma \ TASS
Фото Zuma \ TASS
ChatGPT бросил вызов Google, предложив более интуитивный и простой поиск. Но это не единственный феномен бота. Он предложил брокерам недостающие детали пазла, который они собирают уже много лет, а именно создание дешевого контента. Об этом в своей колонке рассуждает основатель и бывший генеральный директор проекта Yango Денис Кучкин

Бесплатный сервис ChatGPT запустили 30 ноября. А уже в январе он собрал 100 млн пользователей, чем затмил священный для всех зумеров TikTok, который к этой отметке шел медленнее. Тут же все аналитики бросились спорить, говорит ли это о конце доминирования Google.

Google принадлежит 93% рынка поисковой выдачи, а вместе с этим — и огромная доля рекламного рынка в поисковой выдаче. Де-факто это означает монополию. Благодаря ChatGPT появились веские причины сомневаться в величии Googlе как единственного источника поисковых запросов. Но я хочу обратить внимание на другой важный феномен, который нам явило чудо искусственного интеллекта (ИИ). А именно создание контента.

Я работаю в сфере розничных инвестиций больше 20 лет. И последние годы я много занимался контентом для инвесторов, брокеров и собственного проекта Yango. Сейчас, благодаря ИИ, мы наконец нашли детали пазла, который собираем уже много лет.

 

Демократизация инвестиций

Когда мы говорим о революции на рынке инвестиций, часто имеем в виду технологическую революцию. И забываем, что доступность инвестиций для широкого круга людей держится не на одном, а на трех факторах.

Первый — технологии.
Второй — стоимость услуг.
Третий — контент.

Сочетание технологий и дешевизны услуг привело к демократизации рынка инвестиций. На это, в частности, обращает внимание исследование Всемирного экономического форума (WEF 2022). Демократизация значит, что кто угодно с какой угодно суммой может сам торговать на рынке с мобильным телефоном в руке, а от брокера требуется помощь в принятии решения и выборе инвестиций.

 

Эта демократизация началась с того, что в США появилось приложение Robinhood, у которого в 2013 году было 40 000 пользователей, а в 2022 году — уже больше 23 млн. В России появилось приложение «Тинькофф Инвестиции», у которого в 2018 году было 300 000 пользователей, а в январе 2022 года — уже больше 9 млн. Robinhood и «Тинькофф Инвестиции» предложили своим клиентам, помимо технологий, низкий порог входа — околонулевые комиссии за сделки и инвестиции буквально с любой суммой на счете. Так в мире появились инвесторы с 200 рублями на счете, что, впрочем, не мешало брокерам зарабатывать на комиссиях с их сделок благодаря эффекту масштаба.

То есть, чтобы провести революцию на рынке, нужно предложить принципиально другой порядок цен. Запомним этот вывод, он нам пригодится.

Контент

Итак, технологии есть, дешевые услуги есть. А дальше начинается самое интересное. Вся эта гигантская масса розничных инвесторов упирается в бутылочное горлышко под названием «контент» в самом широком смысле — от контента внутри приложения, аналитики компаний до образовательного контента в сфере инвестиций.

 

Хороший контент брокерам сегодня необходим, потому что именно он стимулирует клиентов совершать сделки. Чем выше качество контента, тем больше шансов выиграть в гонке за внимание клиентов.

А хороший контент стоит очень дорого. Огромное количество денег тратится на человеческий интеллектуальный ресурс. Чтобы снять хороший ролик о том, как работают ипотечные облигации на YouTube, нужно потратить много денег на сценарий, графику, монтаж, моушен-дизайн или анимацию. Прибавьте оплату ведущему, аренду студии и продвижение — и выйдет очень круглая цифра.

Пару лет назад, когда мы в Yango вели свой канал на YouTube, на одно только производство ролика мы тратили более 150 000 рублей. Стоимость такого контента почти невозможно оптимизировать, конечно, снизить постоянные издержки можно на 15-20%, но не в разы. Дешевого качественного контента не бывает.

Это правило работает не только с YouTube, это касается всего: качественной визуализации финансовой аналитики, качественного контента в соцсетях.

При этом вести клиента по своему контенту — от нулевого уровня к продвинутой торговле на рынке — брокеру очень сложно. Клиент легко скачивает приложение, легко покупает первую акцию, а потом клиентский путь упирается в вопрос о том, что с этой акцией делать. И тут все перестает быть очевидно и легко.

На сцену выходит ИИ

Контент — камень преткновения. И эту проблему не решает ни грандиозное количество курсов по инвестициям, ни обилие материалов в свободном доступе. Даже в «Нетологии», где курсы подразумевают фидбэк от преподавателей, в самом позитивном сценарии только 30% клиентов проходят курс до конца. А у брокеров курсы без фидбэка, что дает основание предположить более низкий процент успеха. 

У клиента часто просто нет времени и стимулов проходить эти курсы и даже делать собственное исследование о компании в интернете. Ему нужен ответ здесь и сейчас.

И тут на сцену выходит ИИ. ChatGPT, объясни мне, на что влияет P/E? ChatGPT, нарисуй мне сравнение графиков акций Tesla и S&P 500. 

 

И он объяснит. И он нарисует. Да, сегодня его ответы часто нужно редактировать. Но скоро ИИ обучится делать простые задачи по исследованиям, сопоставлению показателей, графиков. И, возможно, даже снимать анимированные ролики. Нарисованные ведущие будут объяснять вам перспективы облигаций в юанях. Только представьте, насколько это удешевит производство контента на YouTube! 

Компания Adobe, владеющая ключевыми графическими софтами InDesign, Photoshop и Illustrator, уже заявила, что c приходом ИИ мы войдем в «золотой век производства контента». Возможность генерировать контент сразу из изображений и текста должна, по мнению Adobe, расширить круг пользователей, которые будут такой контент создавать.

Американский стартап ElevelLabs, который сделали выходцы из Google и Palantir, одним из первых научился успешно генерировать человеческие голоса. Вот посмотрите, как Леонардо Ди Каприо, выступавший в ООН в 2016 году, теперь произносит свою речь голосами других селебрити — от Билла Гейтса до Ким Кардашьян. 

В создании «искусственных» видео американцы тоже преуспели. Руководитель проектов Microsoft Хесус Сирано недавно выложил на LinkedIn анимированный ролик, полностью сгенерированный и озвученный ИИ. Впрочем, если очень захотеть, такой ролик можно собрать самостоятельно — для этого нужны фотография, текст и несколько примеров с голосом. ИИ-софты сейчас могут отдельно генерировать текст, голос и видео, пользователю остается только «собрать» все это вместе. У некоторых уже получается.

Больше всего в этой истории мне нравится, что с относительно простыми задачами по контенту, которые сейчас стоят несопоставимо больших денег, ИИ справится практически бесплатно. Прогнозирование цены акций, сложная работа аналитика — это другой вопрос. Создатели контента, люди творческих профессий тоже вряд ли потеряют работу. Скорее всего, все они обрастут новым скиллсетом для работы с ИИ, но нам к такому уже не привыкать. Контент будет интересным, а главное — дешевым для брокера и понятным для розничного инвестора.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+