Кандидат против своих: почему Зохран Мамдани может стать мэром Нью-Йорка

Достучаться до всех
С самого начала своей избирательной кампании Мамдани был темной лошадкой. Будучи выходцем из семьи индийских иммигрантов-мусульман, которые бежали в США от преследований в Уганде, он не снискал успеха на поприще хип-хоп-музыки и ушел в политику, став в 2020 году депутатом законодательного собрания штата Нью-Йорк при поддержке движения «Демократические социалисты Америки».
Мамдани провел очень эффективную избирательную кампанию. Он построил ее вокруг актуальных для избирателей вопросов роста цен на жилье, транспорт, продукты и образование. Ньюйоркцам он обещал бесплатные автобусы, заморозку стоимости аренды социального жилья и пилотную программу продуктовых магазинов с фиксированными ценами. Его харизму подкрепляло активное присутствие в соцсетях с популярными роликами, от купания в море в январе с рассказом о росте цен на аренду до марафона перед выборами, во время которого Мамдани пешком прошел через весь Манхэттен, встречаясь с избирателями.
Кампания Мамдани собрала беспрецедентную для выборов подобного уровня команду из 50 000 волонтеров, которые обошли сотни тысяч квартир и домов, агитируя за кандидата и повышая его узнаваемость. Чтобы достучаться до различных диаспор, он записывал ролики на испанском, бенгальском, урду и хинди. Мамдани также смог заручиться поддержкой известных левых политиков вроде сенатора Берни Сандерса и конгрессвумен Александры Окасио-Кортес.
Главным конкурентом Мамдани и фаворитом гонки был бывший губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо. Но его кампания была крайне заурядна и слаба. Куомо проводил мало публичных мероприятий и почти не общался с прессой, боясь вопросов о своем скандальном прошлом. А скандалов этих было немало: он скрывал смертность от ковида в домах престарелых и сократил финансирование общественного транспорта, медицинских и социальных программ Нью-Йорка. В 2021 году Куомо ушел в отставку из-за обвинений десятка женщин в сексуальных домогательствах.
Однако на его стороне были влияние и деньги. Его поддержали многие местные политики, в том числе те, кто еще четыре года назад призывали к его отставке, а также федеральные тяжеловесы вроде бывшего президента Билла Клинтона, в администрации которого Куомо работал министром жилищного строительства. По расходам на агитацию Куомо четырехкратно превосходил Мамдани, его финансировали миллиардеры Майкл Блумберг и Билл Экман.
Обещания и обвинения
Куомо мало говорил о проблеме роста цен и не предлагал позитивной повестки, фокусируясь на критике Мамдани, которого он называл неопытным, а его программу — радикальной и нереалистичной. Оплатить свои реформы депутат-социалист хочет за счет повышения налогов на доходы одного процента самых богатых ньюйоркцев и их недвижимость. Еще больше денег город может получить от повышения налогов на доходы корпораций до уровня соседнего Нью-Джерси, но здесь потребуется согласие законодателей и губернатора штата Кэти Хокул, которая вряд ли согласится с этим.
Еще одной линией критики Куомо были обвинения соперника в антисемитизме. Мамдани — активный критик политики Израиля, особенно его действий в секторе Газа, которые он считает проявлением апартеида и геноцида. На одном из подкастов Мамдани спросили, как он относится к лозунгу «глобализуй интифаду», который иногда звучит на пропалестинских митингах в США. Он ответил, что не хочет бороться со словами и рассматривает лозунг скорее как призыв к соблюдению прав палестинцев, а не к насилию по отношению к евреям.
В то же время он осуждает нападение террористов из ХАМАС на Израиль в октябре 2023 года и заявляет, что его приоритетом будет безопасность еврейской общины Нью-Йорка. Отбить атаки критиков Мамдани помогла поддержка самого высокопоставленного еврейского политика Нью-Йорка Брэда Ландера, занимающего пост главного аудитора города и тоже боровшегося за пост мэра. В рамках нетипичной для США системы преференциального голосования, в которой избиратели могут выбирать до пяти кандидатов в порядке приоритета, Мамдани и Ландер агитировали друг за друга.
В конечном итоге жители Нью-Йорка сделали выбор в пользу позитивного, хоть и малознакомого, образа будущего Мамдани вместо хорошо известного, но негативного прошлого в виде Куомо. Мамдани обошел экс-губернатора на 7%, набрав 43,5% голосов. Явка на выборах была рекордно высокой, особенно среди молодежи. За Мамдани голосовали не только молодые избиратели с высшим образованием, известные своими левыми настроениями, но и ньюйоркцы латиноамериканского и южноазиатского происхождения, а также средний класс. Куомо же смог победить лишь среди бедных афроамериканцев, ортодоксальных евреев и самых богатых горожан. Окончательные итоги праймериз только усилили разрыв.
Свою роль сыграл и мейнстрим Демократической партии, который не смог выдвинуть альтернативного скандальному центристу Куомо и левому популисту Мамдани кандидата. Лидеры партии решили либо поддерживать бывшего губернатора, либо вовсе воздержаться от участия в гонке. Даже после победы Мамдани многие из демократов отказались публично поддержать его кандидатуру. Среди них — лидеры демократических фракций в Палате представителей и Сенате Хаким Джеффрис и Чак Шумер, оба представляющие Нью-Йорк.
А республиканцы начали активно нападать на Мамдани, презентуя его как новое лицо Демократической партии. Многие из этих нападок были откровенно исламофобскими и делали акцент на религии кандидата, от изображений Статуи Свободы в парандже до обвинений в стремлении Мамдани устроить халифат в Нью-Йорке. Один из конгрессменов-республиканцев даже направил генеральному прокурору требование лишить его гражданства.
Необычный расклад
Обычно победа на праймериз Демократической партии в либеральном Нью-Йорке гарантирует кандидату избрание мэром города. Но не в этот раз. На всеобщих выборах, которые пройдут в ноябре этого года, Мамдани составят конкуренцию сразу три политика: два демократа и один республиканец.
Действующий градоначальник и демократ Эрик Адамс обвинялся в коррупции, однако администрация Трампа сняла с него обвинения. Тем не менее на фоне рекордно низких рейтингов Адамс пропустил партийные праймериз и идет на выборы самовыдвиженцем. А проигравший Мамдани Эндрю Куомо также решил баллотироваться как независимый кандидат. Республиканцы же вновь выдвинули своим кандидатом консервативного активиста и радиоведущего Кертиса Сливу, который на выборах 2021 года получил 28% голосов.
Адамс, Куомо и Слива уже строят свою агитацию на критике Мамдани, призывая ньюйоркцев не допустить социалиста в кресло мэра. Однако это может сыграть на руку демократу. Если никто из этой троицы не выйдет из гонки, они рискуют разделить между собой голоса консервативных и умеренных избирателей, став спойлерами друг для друга. Это позволит Мамдани консолидировать вокруг себя более левый электорат и одержать победу, даже если он не получит более 50% голосов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора