
По итогам первого полугодия 2025-го дефицит федерального бюджета достиг почти 3,7 трлн рублей — то есть 1,7% от прогнозного годового ВВП. Это примерно соответствует плану на весь 2025 год — даже после июньских корректировок бюджета, когда параметры дефицита как раз и были увеличены с 0,5% до 1,7%. В чем причины такой динамики?
Ситуация, в которой оказалась российская экономика, далека от стандартной. Мы видим высокие процентные ставки из-за борьбы Банка России с инфляцией, на этом фоне курс рубля заметно укрепился и сейчас колеблется около 78 рублей за доллар, сырьевые цены в первом полугодии, по оценке Всемирного банка, упали — как на нефть, так и на металлы. Только золото продолжает уверенно расти в цене. Осенью 2024 года в бюджет закладывалась более высокая цена нефти марки Brent — почти $82 за баррель. На самом деле в январе-июне 2025-го Brent стоил в среднем $71. Предполагался среднегодовой курс к доллару 96,5 — пока получается 86,6. Наконец, средняя ставка ЦБ к моменту публикации бюджета составляла 15%.
В результате последовавших позднее решений — ставку подняли до 21% в октябре 2024 года и снизили только в июне 2025-го до 20% — бюджет больше платит по обязательствам с плавающими ставками. В их число входят как льготная ипотека, по которой происходит компенсация ставок банкам, так и субсидируемые кредиты компаниям — речь, по разным оценкам, про дополнительные расходы объемом от 600 млрд до 1 трлн рублей в год. При этом доходная часть бюджета снизилась из-за крепкого курса, низких сырьевых цен и снижения экспорта: недобор нефтегазовых доходов составляет более 2 трлн рублей. Напомним, что план на 2025 год в конце 2024-го составлял 10,9 трлн рублей, а с июня 2025-го уже 8,3 трлн рублей.
Получившийся дефицит поэтому отчасти предсказуем — уже с октября 2024 года было ясно, что он должен оказаться выше, чем план сентября. Но сегодня есть основания полагать, что итоговые параметры дефицита-2025 окажутся еще немного выше из-за сохранения тех же факторов: ставки, курса и сырьевых цен.
Бюджетный график
По-настоящему неожиданной оказалась динамика увеличения дефицита. В прошлом году Минфин больше тратил во второй половине года — на декабрь пришлось 19% всех расходов. Статистика за январь-июнь 2025-го показывает, что Минфин уже израсходовал 21,3 трлн рублей, то есть в соответствии с планом осталось потратить 21 трлн. Но в 2024-м расходы во втором полугодии составили около 22 трлн рублей — таким образом сейчас бюджету, чтобы вписаться в заданные параметры дефицита, нужно будет сократить номинальные расходы по сравнению с прошлым годом. Это возможно, но при условии, что уже выделенные средства будут использоваться эффективно. Вот только последний отчет Счетной палаты показывает, что в экономике растет дебиторская задолженность — то есть бюджетные средства не используются вовремя, а сроки исполнения госконтрактов выросли на два года.
Давайте вспомним, как выглядела ситуация с бюджетом в 2023 году — также с активными авансами в начале года. За январь-апрель 2023-го дефицит составил 3,4 трлн рублей, а по итогам года — 3,3 трлн рублей. То есть Минфин как минимум один раз за последние годы аналогично стартовал с большого превышения расходов над доходами, но к концу года почти соответствовал плану.
Однако ситуация меняется. В 2023–2024 годах российская экономика получила довольно существенный бюджетный импульс — доля госуправления к ВВП существенно росла, с 16,9% в 2022-м до 18,9% в 2024-м. В дальнейшем динамика роста будет зависеть скорее от инвестиций и потребления, особенно если ставки начнут снижаться.
Развилка прогнозов
Дефицит бюджета в 2025 году может оказаться выше прогноза не только из-за нефтяных цен, курса или ставок. Если сравнить ожидания Минэкономразвития и результаты опроса макроаналитиков от ЦБ, то Минэк ждет чуть более низких цен на российскую нефть — $56 против $58 за баррель, более слабого курса — 94,3 против 91,5 рубля за доллар, и чуть более высокую среднюю ставку — 20,5% против 20%. То есть в целом мы уже одинаково смотрим на эти макропеременные. Но есть большое отличие в оценке реального роста ВВП и инфляции — Минэкономразвития предполагает 2,5% роста и 7,6% инфляции, а аналитики — только 1,5% роста и 7,1% инфляции. Поэтому итоговый дефицит может оказаться выше заложенных в бюджет 1,7% ВВП из-за менее быстрого роста номинального ВВП. Но даже при этом оценки аналитиков невысокие — средний дефицит консолидированного бюджета в 2025 году прогнозируется на уровне 2% ВВП, а самые пессимистичные оценки предполагают 3% ВВП. То есть катастрофы с бюджетом нет, но проблема эффективности бюджетных расходов становится все более актуальной.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
