Ожидали другого: почему Владимир Путин и Дональд Трамп не смогли встретиться

Отмена российско-американского саммита в Будапеште и первые блокирующие санкции от администрации Дональда Трампа в отношении российских нефтяных мейджоров «Роснефти» и «Лукойла» призваны побудить Москву пересмотреть свою переговорную стратегию в пользу немедленного завершения боевых действий. Одновременно это означает переход администрации Трампа к оправдавшей себя в случае с сектором Газа тактике: поэтапный план урегулирования, где первым шагом является полное прекращение огня, а решение всех субстантивных вопросов отнесено на последующие переговорные этапы в многостороннем формате. При этом для Трампа остановка боевых действий равнозначна завершению конфликта, что не совпадает с российским видением.
У Москвы есть основания обвинять Вашингтон в отходе от пониманий и договоренностей, к которым Путин и Трамп пришли в Анкоридже в августе, где главным стало публичное согласие Трампа с российской позицией — прекращению огня должно предшествовать достижение договоренностей по устранению первопричин конфликта. Но ставка Москвы на то, что администрация Трампа принудит Киев к принятию российских условий урегулирования, не сработала. Тем не менее, дипломатическое маневрирование последних дней выявило реальные контуры будущих договоренностей.
Расчет на истощение
Пока давление Трампа отвергнуто президентом России и в обозримой перспективе Москва продолжит добиваться целей «спецоперации»* военным путем.
Похоже, что в основе стратегических калькуляций Москвы лежит представление о своем нарастающем военном превосходстве на фоне ползучей деградации украинской армии в результате массового дезертирства и нарастающего общественного недовольства насильственной мобилизацией. Расчет в том, что острый дефицит живой силы не позволит ВСУ удерживать стабильность на всей линии боестолкновения. Превосходство в дронах перешло к российской стороне, и созданная ВСУ система стратегической обороны с опорой на беспилотники и артиллерию недостаточна для удержания позиций в обстановке постоянного наступательного давления. Без драконовских мер по решению проблемы комплектования личным составом, на что у Владимира Зеленского нет поддержки в обществе, коллапс фронта на одном или сразу нескольких участках выглядит почти неизбежным.
Переход Киева к системным ударам дальними беспилотниками по объектам российской нефтепереработки и военной промышленности создали определенные проблемы, но пока не повлияли на темпы ведения боевых действий. Москва сохраняет и наращивает доминирование в «войне городов», нанося системный ущерб газовой и энергетической инфраструктуре Украины и разрушая железнодорожную сеть в прифронтовых регионах.
При этом угроза поставок «Томагавков» Украине, похоже, не рассматривается Москвой всерьез. Хотя бы потому, что, как подтвердил Трамп, запускать их пришлось бы американцам со своих самолетов, кораблей и подводных лодок — наземные пусковые установки существуют в единичных экземплярах. Такой поворот означал бы фактическое вступление США в войну с Россией. Разговоры о «Томагавках» рассматриваются как попытка психологического эскалационного давления, на которое Россия готова ответить собственными угрозами эскалации. Проблемы может создать массовое производство Украиной при западном финансировании собственных ракет средней дальности, но это пришлось бы делать на территории стран НАТО из-за российских возможностей по поражению целей на всю глубину территории Украины. Угрозу представляли бы поставки США авиационных ракет JASSM дальностью до 500 км и дополнительных истребителей F-16 в качестве их носителей, но такой шаг выглядит пока маловероятным.
Усиление санкционного давления со стороны США и ЕС, вероятно, в краткосрочной перспективе приведет к падению объемов российского экспорта нефти и снижению валютной выручки, прежде всего в результате сокращения поставок в Индию и в меньшей степени в Китай. Маловероятно, что Трамп во время предстоящей встречи с китайским лидером Си Цзиньпином сможет добиться обязательств по полному прекращению импорта российской нефти и газа. О вероятности блокирующих санкций США в отношении «Роснефти» и «Лукойла» было известно еще до саммита на Аляске и, скорее всего, подготовка была проведена.
Москва также видит, что ЕС и США не могут договориться об использовании замороженных российских суверенных активов в качестве обеспечения дальнейшего финансирования военных расходов Киева. В условиях, когда США прекратили предоставлять собственную финансовую и материально-техническую военную помощь Украине, а поставки вооружений полностью финансируются европейцами, Россия видит нарастающий дефицит военных ресурсов Киева. Истощение Украины ожидается на горизонте 2026 года с вероятным запросом Киева на принятие основных российских условий урегулирования.
Отложенная формула
Насколько оправданы эти ожидания — покажет время. Трамп предлагает вернуться к этому вопросу через шесть месяцев. Россия не пойдет на прекращение огня по линии боевого соприкосновения до тех пор, пока не будут четко определены нужные ей контуры окончательного урегулирования.
Пока же, говоря о необходимости тщательной подготовки новой встречи Путина и Трампа, Москва предлагает структурировать переговорный процесс — создать совместно с США полноценные переговорные группы по главным аспектам урегулирования, возможно, выделить в отдельные треки вопросы прекращения огня и рамок долгосрочного урегулирования, включая вопросы гарантий «неделимой безопасности» для Украины и России, контроля над вооружениями, снятия запретов на использование русского языка на Украине и ограничений на деятельность Украинской православной церкви Московского патриархата. Все эти рамки Москва хотела бы предварительно согласовать с Вашингтоном, презентуя договоренности в последующем Киеву и ЕС. Попытка ранее выйти на такой структурированный диалог с Украиной в Стамбуле провалилась — Киев просто не стал обсуждать российский меморандум.
Из утечек переговоров Трампа с Зеленским, телефонного разговора с Путиным и переданного американцам российского non-paper видно, что урегулирование конфликта зависит от решения двух принципиальных вопросов: получения Россией полного контроля над Донецкой и Луганской областями при отказе от претензий на контролируемые сегодня Киевом части Херсонской и Запорожской областей (уступки России в Анкоридже) и неразмещение на территории Украины сил стран НАТО при участии России в системе послевоенных гарантий «неделимой безопасности» в соответствии с требованиями, изложенными Москвой в Стамбуле. С учетом заявления Трампа, что США против того, чтобы Россия «получила все», окончательное урегулирование может дать России весь Донбасс и Приазовье, но без большого «Стамбульского пакета» для оставшейся Украины — возможно, с взаимными ограничениями на развертывание войск на определенную глубину от будущей линии разграничения.
Часть российской элиты предлагает готовиться к прекращению боевых действий и переходу к «борьбе за оставшуюся Украину» мирными средствами, считая разумной рекомендацию видного американского эксперта по России, бывшего помощника Джорджа Буша-младшего Томаса Грэма, что России пора объявить о своей победе и на этом завершить боевые действия. Рекомендация прозвучала еще до Анкориджа, но сохраняет актуальность.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
