К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лед и кровь: как стрельба в Миннесоте может вызвать новый шатдаун в США

Протесты в Миннесоте (Фото Madison Thorn / Anadolu via Getty Images)
Протесты в Миннесоте (Фото Madison Thorn / Anadolu via Getty Images)
Протесты в Миннесоте из-за жестких действий сотрудников миграционных органов угрожают администрации Дональда Трампа уже на федеральном уровне. Демократы намерены блокировать финансирование правительства и устроить по крайней мере частичный шатдаун. По мнению политолога и автора Telegram-канала One Big Union Яна Веселова, на фоне растущей непопулярности действий Белого дома такая политика может иметь успех

Миграционный рейд

Еще в декабре 2025 года администрация Дональда Трампа начала операцию Metro Surge, отправив в Миннесоту около 2000 сотрудников Иммиграционной и таможенной полиции (ICE) и Пограничной службы для поиска и ареста нелегальных мигрантов. Рейды силовиков, которые задержали более 3000 человек, сопровождались протестами местных жителей и обвинениями в нарушениях гражданских свобод. 

Среди претензий к действиям агентов миграционных служб: обыски без необходимых судебных ордеров, препятствование видеосъемкам в нарушение должностных инструкций и задержания граждан США с целью проверки  документов. В руках силовиков оказывались представители индейских племен, ветераны, сотрудники муниципальных служб и местные полицейские в гражданском. Агенты ICE задержали даже пятилетнего мальчика — чтобы выманить с его помощью из дома взрослых. Всех их объединял небелый цвет кожи, который для правоохранителей оказывался достаточным основанием для ареста. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

7 января агент миграционной полиции застрелил 37-летнюю Рене Гуд, которая своим автомобилем преградила путь правоохранителям и задела одного из них, когда после требования выйти из машины попыталась уехать. Администрация Трампа сразу же назвала Гуд террористкой, пытавшейся убить офицера. При этом в опросах около 30% посчитали убийство Гуд оправданным, а более половины сказали, что убившему ее правоохранителю должны быть предъявлены обвинения. 

 

Несмотря на это, Министерство юстиции отказалось даже от проведения расследования, что привело к череде громких отставок из центрального аппарата Минюста и офиса прокуратуры в Миннесоте. А Министерство внутренней безопасности объявило о наращивании федерального контингента в Миннеаполисе до 3000 человек, что более чем втрое больше штата местной полиции. 

Эскалация насилия

После убийства Гуд в Миннеаполисе прошли массовые акции протеста. 23 января в городе была объявлена всеобщая забастовка: закрылись сотни предприятий, а десятки тысяч протестующих вышли на улицы, несмотря на 30-градусный мороз. В местном аэропорту были задержаны около сотни священнослужителей, которые требовали остановки депортационных рейсов. 

 

Некоторые из протестующих продолжили свои акции. В их числе был 37-летний медбрат госпиталя для ветеранов Алекс Претти. Он снимал на телефон агентов миграционных органов, которые пытались оттеснить с дороги двух женщин, столкнув их на землю. Когда Претти попытался помочь им встать, в него распылили перцовый баллончик и повалили на дорогу. Один из правоохранителей начал обыскивать его и нашел пистолет, которым тот законно владел. После этого два других офицера десять раз выстрелили в уже безоружного Претти, который умер на месте.

Как и в случае Гуд, опросы фиксировали, что лишь около 20% американцев считают действия правоохранителей оправданными, в то время как около половины опрошенных не видят оправдания убийству. Однако представители миграционных органов также назвали его террористом и обвинили в попытке устроить массовое убийство силовиков. Дональд Трамп и другие представители его администрации также заявили, что нахождение на акциях протеста с огнестрельным оружием недопустимо. 

Это вызвало недовольство некоторых консерваторов и сторонников права на ношение оружия, которые обвинили президента в неуважении ко Второй поправке к Конституции. Вскоре Белый дом попытался занять более примирительную позицию, объявив о необходимости проведения расследования обстоятельств смерти Претти. А Трамп сказал, что созвонился с губернатором-демократом Миннесоты Тимом Уолцем, обсудив возможность деэскалации и уменьшения федерального присутствия в штате.

 

Вскоре в прессе также появились сообщения, что командира Пограничной службы Грэга Бовино, отвечавшего за операцию в Миннесоте, понизили в должности и перевели обратно в Калифорнию. 

Протестный шатдаун

Но если в Миннесоте намечаются первые признаки разрядки между властями штата и администрацией Трампа, то в Вашингтоне конфликт только набирает обороты. Известный своими либертарианскими взглядами сенатор-республиканец Рэнд Пол, возглавляющий профильный комитет по внутренней безопасности, потребовал от руководства миграционных органов явиться на слушания и отчитаться о своей работе. А более сотни законодателей-демократов уже прямо призвали к отставке министра внутренней безопасности Кристи Ноэм. 

Но главное — под угрозой оказалось финансирование федерального правительства, которое после рекордно долгого шатдауна 2025 года было согласовано Конгрессом лишь до конца января. Палата представителей проголосовала за 12 бюджетных законопроектов, позволяющих правительству работать и дальше, часть из них уже была одобрена Сенатом. Но сенаторы-демократы обещают блокировать выделение средств Министерству внутренней безопасности и входящим в его состав Пограничной службе и миграционной полиции ICE. Это вряд ли непосредственно повлияет на работу миграционных органов, которые в прошлом году получили от Конгресса рекордные $170 млрд. Бюджет только одной ICE вырос с $12 млрд до $75 млрд, благодаря чему она стала самой крупной правоохранительной структурой в США. 

Однако политические последствия понятны. Республиканцы уже назвали идею исключения Министерства внутренней безопасности из бюджета неприемлемой. Если законопроект так и не будет принят, то уже с 1 февраля некоторые федеральные органы частично приостановят свою работу, в том числе министерства финансов, обороны, здравоохранения, труда, образования, транспорта, а также Госдепартамент.

Для демократов это более комфортная ситуация, чем во время прошлогоднего шатдауна: частичная приостановка работы правительства не будет нести для них столь больших политических издержек и покажет готовность противостоять Трампу. Целью будут, в первую очередь, собственные избиратели, которые считают Демократическую партию недостаточно оппозиционной политике Белого дома. Подобный шаг может найти и более широкую поддержку. Согласно опросам, рейтинг президента Трампа сейчас находится на самых низких за время его второго срока значениях: в среднем его работу одобряют менее 40%, а не одобряют — более 55%. А доля не поддерживающих его миграционную политику за год увеличилась с 39 до 54%. 

 

Растет и недовольство действиями миграционных органов. Если год назад около половины американцев одобряли работу ICE и 35% не одобряли, то сейчас негативное отношение (57%) преобладает над позитивным (37%), а около 60% считают, что миграционная полиция зашла слишком далеко. В некоторых опросах большинство респондентов даже поддерживают роспуск ICE — идею, которая раньше считалась маргинальной фантазией левого крыла демократов и всего год пользовалась поддержкой лишь 20% опрошенных.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора