К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Коррупция на $200 млрд: в каких странах пропадает больше денег в «оборонке»

    РИА Новости
    РИА Новости
    Transparency International проанализировала деятельность 129 крупнейших оборонных компаний. Из доклада следует, что деятельность гигантов российского ВПК остается менее прозрачной, чем у западных конкурентов

    Британская Transparency International UK (TI UK) опубликовала новый антикоррупционный индекс компаний военно-промышленного комплекса (ВПК). Исследование охватывает рынки шести крупнейших стран-экспортеров оружия — США, России, Германии, Франции, Великобритании и Китая. Их совокупная доля в глобальном экспорте составляет 90% общего мирового показателя.

    По мнению экспертов, коррупция в ВПК несет за собой особенно высокие риски и имеет широкие возможности для засекречивания данных. По словам автора доклада, директора программы обороны и защиты TI UK Марка Липмана, цену за коррупционные схемы в секторе вооружений в конечном итоге платят правительства и налогоплательщики, а частный бизнес лишается возможности честной конкуренции.

    Индекс представляет анализ деятельности 129 компаний по всему миру в сфере борьбы с коррупцией. Совокупная стоимость этих гигантов оценивается более чем в $10 трлн, прибыль от экспорта оружия — свыше $500 млрд. При этом из-за коррупции в секторе ежегодно неэффективно расходуются суммы не менее чем в $200 млрд, утверждают авторы индекса со ссылкой на материалы Всемирного банка и Стокгольмского института исследований проблем мира. Для сравнения, примерно аналогичный объем средств страны G8 тратят на борьбу с голодом.

     

    Для повышения эффективности антикоррупционных мер в ВПК эксперты TI UK предлагают участникам исследования активнее поднимать корпоративные стандарты и внедрять лучшие практики для обеспечения прозрачности своей деятельности с поправкой на деликатный характер больших массивов информации.

    Сама проблема финансовых махинаций в «оборонке» при всей своей актуальности не афишируется самими компаниями. До 85% руководителей предприятий отрасли предпочитают замалчивать данные о коррупции. Однако именно придание фактов преступлений огласке спопобно стать эффективным инструментов противостояния нечистоплотным схемам, убеждены авторы исследования.

     

    В докладе отмечается, что лишь 10% компаний позитивно воспринимают тему борьбы с коррупцией. Но и это намного больше, чем было 10 лет назад, радуется Липман. По мнению бывшего генсека НАТО Лорда Робертсона, радеющие за репутацию компании должны провозгласить принципом нулевую толерантность коррупции — любой скандал подобного рода несет очень высокие риски и способен стремительно разрушить имидж законопослушного экспортера вооружений.

    Индекс разделяет компании по уровню публичного доказательства эффективности их антикоррупционных систем:

    — сектор А (83,3-100%) — высокий — 1 компания;

     

    — сектор В (66,7-83,2%) — хороший — 9 компаний;

    — сектор С (50-66,6%) — умеренный — 34 компании;

    — сектор D (33,3-49,9%) — ограниченный — 25 компаний;

    — сектор E (16,7-33,2%) — сильно ограниченный — 13 компаний;

    — сектор F (0-16,6%) — низкий — 47 компаний.

     

    Чтобы определить, к какому из секторов принадлежит та или иная компания, авторы исследования анализировали компании по 34 критериям, разбитым на пять подтем: 1) руководство, управление, и организация; 2) оценка рисков; 3) коды компании и полиции; 4) обучение; 5) персонал и телефоны доверия. 34 компании предоставили внутреннею информацию экспертам самостоятельно. В остальных случаях TU-UK ориентировалась на материалы в открытом доступе. После рецензирования профессиональными аналитиками материалы еще раз направлялись в компании, чтобы те имели возможность внести последние правки в случае некорректного обращения с данными.

    В итоге высокий и хороший результат продемонстрировали лишь 10 участников индекса. Самую высокую оценку экспертов заслужила лишь американская корпораций Fluor. В секторе В оказались Accenture, BAE Systems, Fuijtsu, Hewlett-Packard, Meggitt, Northrop Grumman, Serco Group, Thales и United Technologies. Все перечисленные компании смогли продемонстрировать в рамках исследования корпоративные системы и процедуры, которые используются для противодействия коррупции. Пример десятки лидеров должен убедить всю отрасль в том, что нет никаких конфиденциальных или секретных барьеров для публичной информации о финансовых правонарушениях, надеются эксперты.

    Остальные 90% респондентов оказались в низших секторах. Почти половина из них (58) находятся на грани полной закрытости от внешнего контроля. К этой категории относятся и российские гиганты ВПК — «РТИ Системы», «Алмаз-Антей», «Иркут», «Вертолеты России», «Сухой» и КБ Приборостроения.

    Эксперты обращают внимание, что из 34 компаний, самостоятельно предоставивших исследователям нужную информацию, лишь шесть оказались в последних двух секторах. Это означает, что другим предприятиям отрасли необходимо также стремиться аккумулировать сведения об антикоррупционных практиках: речь идет об оценке рисков, связанных с потенциальными нарушениями (последствия в сфере бизнеса, в географическом распространении, особенно в производственном секторе) и об обучении персонала этическим нормам неприятия любых проявлений коррупции. Что касается практики руководства, кодов и политики и практики производственного персонала, то собранных данных экспертам для полноценного анализа фактически не хватило.

     

    Авторы, тем не менее, выделяют отдельные образцы отрасли ВПК. В индустрии уже появляются пионеры, не опасающиеся открыто и регулярно отчитываться об эффективности корпоративных антикоррупционных программ на основе оценки независимого аудитора. Так, к примеру, поступает первопроходец внешней экспертизы — немецкий промышленный гигант ThyssenKrupp AG.

    TI-UK выделяет ряд основных ошибок компаний в сфере борьбы с коррупцией: чрезмерно забюрократизированные корпоративные кодексы этики, недоступные к применению из-за обилия юридического жаргона; желание руководителей предприятий «пустить пыль» в глаза общественности через максимально обтекаемые формулировки признания коррупционных нарушений — в таких случаях в открытом доступе появляются доклады, сделанные «для галочки» и не преследующие цель борьбы с явлением; элементарный недостаток прозрачности, в том числе на официальных сайтах компаний.

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+