Госдума одобрила во втором чтении смягчение подхода к налоговым преступлениям
МОСКВА, 18 декабря — РИА Новости. Госдума на заседании в пятницу приняла во втором чтении законопроект, который смягчает основания для уголовной ответственности за налоговые нарушения.
Документ подготовлен группой депутатов фракции «Единая Россия» во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым и подразумевает поправки в Налоговый, Уголовный (УК), Уголовно-процессуальный кодексы и закон «О милиции».
По мнению авторов, изменения должны способствовать декриминализации налоговой сферы и установлению нормальных отношений между налогоплательщиком и государством.
Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что поправки предлагают исключить содержание под стражей в качестве меры пресечения в ходе предварительного расследования до судебного приговора по делам по налоговым преступлениям.
«Нет никакой необходимости лишать налогоплательщика свободы, пока его вина не доказана в суде. Мы полагаем, что эти люди не представляют общественной опасности и могут оставаться на свободе», - сказал Макаров.
Сохраняется возможность брать под стражу, если человек скрылся от следствия и суда, если он нарушил меру пресечения, если у него нет постоянного места жительства.
«Мы убираем самые коррупционные нормы, которые сегодня используются не для борьбы с преступностью, а для того, чтобы коррупционеры могли набивать свой карман», — сказал Макаров.
Предлагается увеличить размер неуплаченного налога как основание привлечения к уголовной ответственности. Сейчас пороги привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям соответствуют 100 тысячам рублей для физического лица и 500 тысячам рублей для юридического лица за три года. Поправки предлагают увеличить эти пороги до 600 тысяч рублей для физлиц.
Под особо крупным размером при привлечении к уголовной ответственности физлиц предлагается определить неуплату налога в размере 3 миллиона рублей (сейчас 500 тысяч). Соответственно увеличиваются эти размеры и для юридических лиц. Порог привлечения для юрлиц устанавливается в размере 2 миллионов рублей (сейчас 500 тысяч рублей). Особо крупной для юрлица неуплату предлагается считать начиная с 10 миллионов рублей в течение трех лет.
В настоящее время Уголовный кодекс определяет наказание за крупную неуплату налога в виде штрафа от 100 тысяч до 300 тысяч рублей либо в виде лишения свободы до 1 года. Если физлицо не заплатило налог в особо крупном размере, то штраф определен в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, либо предполагается тюремное заключение до 3 лет.
Также, согласно поправкам, следствие по налоговым преступлениям передается от следственных органов МВД в следственный комитет прокуратуры.
«Объединение в одних руках следствия и оперативной работы (в рамках МВД) — это и есть основная проблема по этим делам. Именно здесь и рождаются все фальсификации, которые только могут быть», — сказал он.
«Мы предлагаем создать систему, когда налоговые вопросы решает налоговая инспекция, оперативно-разыскная работа ведется органами внутренних дел, следственная работа осуществляется следственным комитетом прокуратуры, а надзор за всем осуществляет прокуратура, и все дела в конечном итоге решаются в суде», — сказал он.
«Я допускаю, что можно договориться со следователем, отдельным оперативником, отдельным судом, но купить всех никаких денег не хватит», - сказал Макаров.