Газпром будет учитывать спотовые цены в контрактах
МОСКВА (Рейтер) - Газпром, потерявший во время кризиса часть европейского рынка, согласился частично пересмотреть действовавшую десятилетия систему ценообразования и начать учитывать цены спотового рынка в контрактах с европейскими клиентами, сообщил Рейтер источник в экспортном подразделении российской газовой монополии.
Газпром, критикуемый за неповоротливость используемой им схемы привязки цены газа к стоимости корзины нефтепродуктов, по его словам, согласился внести изменения в свои принципы ради сохранения конкурентоспособности.
"Спотовый рынок играет определенную роль, и эту роль в наших контрактах мы смогли учесть, без изменения их базовых принципов", - сказал источник в Газпром экспорте.
В то же время он добавил, что ценообразование на основе привязки к корзине нефтепродуктов, а также принцип "бери или плати" остались в основе договоренностей Газпрома с клиентами.
"Производится адаптация ценовых условий контракта, чтобы укрепить конкурентоспособность российского природного газа на важных европейских рынках", - сказал источник.
Аналитики часто критикуют Газпром, который пересматривает цены на свой газ один раз в шесть месяцев в зависимости от изменения цен на нефтепродукты, за недостаточную гибкость в ценовых вопросах.
Долгосрочные контракты на газ - основа бизнеса Газпрома - все меньше привлекают потребителей в Европе из- за растущего разрыва между заложенными в них ценами и стоимостью сырья на спотовом рынке, утверждают эксперты.
Добыча Газпрома упала на 16 процентов в 2009 году, охарактеризованном компанией как худший в истории газовой отрасли.
(Антон Дорошев, редактор Татьяна Мосолова)