АФК ищет партнеров для оздоровления бизнеса
Анастасия Тетеревлева, Мария Плис
МОСКВА (Рейтер) - Холдинг АФК Система привлекает партнеров в два ключевых потребительских актива - сеть товаров для детей Детский мир и турфирму Интурист, чтобы повысить их эффективность и сократить долговую нагрузку, сказал вице-президент АФК Феликс Евтушенков, возглавляющий в Системе бизнес-единицу "Потребительские активы".
Система, чьи интересы простираются от телекоммуникаций до нефти, владеет рядом непубличных компаний, включая Детский мир, Интурист, сеть клиник Медси и банк МБРР. Для каждой из этих компаний, по-разному переживших кризис, разработана стратегия развития на ближайшие годы.
В случае с Интуристом и Детским миром это привлечение партнера в капитал, сказал Евтушенков.
"В Детский мир мы принципиально готовы привлекать партнера. У сети довольно высокая долговая нагрузка, мы хотим путем вовлечения в капитал инвестора сделать более здоровым баланс компании, чтобы сократить отношение долга к OIBDA хотя бы до 3", - сказал он в интервью Рейтер.
По итогам 3 квартала 2009 года долг ритейлера составляет около $220 миллионов, а убыток по EBITDA - $8 миллионов.
"В Детском мире предполагается сделать это путем допэмиссии, внесением денег в капитал. Партнера мы ищем, чтобы оздоровить компанию, а не чтобы из нее выйти. Это будет не cash out, а cash in в компанию", - сказал Евтушенков, добавив, что речь пока идет о финансовом инвесторе.
Сделка с партнером должна быть оформлена в третьем квартале, после того как Система внесет в капитал Детского мира в виде допэмиссии 1,6 миллиарда рублей.
БЕЗ ЛУБЯНКИ?
Вызванное кризисом сокращение потребительского спроса, рост процентных ставок и суровые условия кредитования потопили ряд торговых сетей РФ, но те из них, кто резко сокращал издержки и цены, остались на плаву.
Флагманский магазин сети Детский мир на Лубянке, давший название всей сети, перешел за долги в собственность ВТБ вместе с девелоперским бизнесом холдинга - Система Галс.
Магазин на Лубянке закрыт на реструктуризацию, в которой АФК участия не принимает, и есть вероятность, что после нее ритейлеру там места не найдется, признался Евтушенков.
"Никаких жестких договоров между владельцем исторического здания и сетью Детский мир не подписано. Но ВТБ, насколько нам известно, планирует сохранить направленность детского универмага. В настоящий момент мы не принимаем участия в уточнении концепции (реконструкции универмага). Но если отделение детских товаров в новом торговом комплексе сохранится, я уверен, что Детский мир - претендент номер один".
В этом году Детский мир планирует открыть около 10 новых магазинов, но это будет релокация существующих объектов, сказал Евтушенков.
"Основная стратегия у нас на ближайшие два года - не масштабное открытие магазинов, а качественное улучшение сети. Мы будем выжимать максимум эффективности из уже существующих точек. Мы меняем матрицу, чтобы у сети была выше маржинальность, стоков оставалось меньше, была быстрее оборачиваемость товаров".
ГРУППОВОЙ ИНТУРИСТ
В туризме, существенно пострадавшем от кризиса в 2009 году, Системе также не обойтись без партнера.
По данным источников Рейтер, Интурист обсуждает создание совместного предприятия с британским туроператором Thomas Cook. Евтушенков это не опроверг:
"Мы с каждым днем продвигаемся к какому-то решению, но пока все в стадии переговоров. С Интуристом примерно та же история, что и с Детским миром. Денежная составляющая в сделке тоже должна быть. Деньги должны прийти в компанию, а дальше часть пойдет на выплату долга, часть - на развитие".
Выручка Интуриста в 3 квартале 2009 года составила $147,4 миллиона, чистая прибыль - $4,4 миллиона.
В 2010 году туристический рынок демонстрирует признаки восстановления: в марте поток в Турцию восстановился на 20 процентов после падения на 40 процентов в феврале 2009.
НЕВЗРЫВНОЙ ПОДЪЕМ
Система надеется воспользоваться ситуацией, сложившейся в 2009 году, когда банки фактически прекратили кредитовать средний бизнес, и расширить корпоративный и розничный блоки МБРР.
"Очевидно, подъем экономики есть. Он не взрывной - экономика не вскочила резкой дугой вверх, и все люди, которые боялись тратить деньги в прошлом году, не побежали их тратить сейчас".
"Я не вижу, что может случиться драматичного на рынке, что вызвало бы резкий рост или резкое падение", - добавил Евтушенков.
По его мнению, 2010 год российские компании потратят на "зализывание ран" с тем, чтобы улучшить свои показатели, найти новых инвесторов или потенциальных покупателей.
"Самая большая проблема в банковском секторе - это то, что в прошлом году все банки остановили кредитование. Сейчас появилось окно возможностей: появился определенный пласт клиентов, который точно потенциально наш, и мы надеемся его получить", - сказал он, добавив, что МБРР будет ориентироваться на компании среднего бизнеса.
"Розничный бизнес - это построение платформы на будущее. Мы планируем обслуживать своими розничными и кредитными продуктами от 1 миллиона физических лиц в перспективе, возможно, до 1,5".
Он добавил, что у МБРР пока нет необходимости в увеличении капитализации.
(Редактор Антон Зверев)