Извержение вулкана обошлось авиакомпаниям в $1,7 млрд
Международная ассоциация воздушного транспорта IATA заявила, что убытки европейской авиаотрасли по итогам «вулканического» транспортного коллапса составят, по меньшей мере, $1,7 млрд, передает Associated Press.
Тяжелее всего перевозчикам пришлось в первые три дня после начала извержения исландского вулкана и появления в небе над континентом облака пепла, заблокировавшего авиасообщение более чем в полутора десятках стран. Пока сотни аэропортов не выпускали пассажиров в пункты назначения, авиакомпании ежедневно теряли по $400 млн.
Таким образом, исландская стихия обошлась перевозчикам в рекордную сумму: даже хаос, охвативший весь мир после террористической атаки 11 сентября 2001 года, не оказал столь сильного влияния на авиаотрасль.
Генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни привел данные, согласно которым проблемы коснулись 29% всех мировых авиакомпаний, а число пассажиров, ежедневно страдавших из-за облака вулканического пепла, достигало 1,2 млн человек.
Сами перевозчики не устают винить в таком хаосе европейских бюрократов, панически отреагировавших на угрозу, которая, по мнению экспертов IATA, не была такой уж масштабной. В доказательство своей аргументации авиакомпании напоминают, что в дни закрытого воздушного пространства провели целый ряд тестовых полетов, ни один из которых не привел к фатальным последствиям, о которых предупреждали чиновники.
«Для отрасли, которая потеряла $9,4 млрд в прошлом году и, по прогнозам, лишится еще $2,8 млрд в году текущем, подобный кризис может стать разрушительным. Тяжелее всего пришлось авиаперевозчикам, которые и без того находятся в сложном финансовом положении. По нашим представлениям, европейские авиаперевозчики потеряют $2,2 млрд в этом году — больше всех в отрасли», — добавил Бизиньяни.
По его словам, операторы аэропортов во многом идут навстречу перевозчикам: в частности, лондонский Хитроу и аэропорт Дубая отменили сборы за стоянку самолетов во время кризиса и изменения в расписании. Такому примеру могут последовать и другие крупные аэропорты.
Гендиректор IATA еще раз обратился к правительствам мира с просьбой ослабить ограничения и отменить ряд запретов для авиакомпаний, включая ограничения на полеты в ночное время. Бизиньяни также призвал не возлагать на авиакомпании ответственность за кризис и последовавшие отмены рейсов и найти возможность компенсации их убытков.
«Этот кризис был вызван стихийным бедствием, которое никак не зависело от воли авиакомпаний. Страховщики определенно это понимают. Однако европейские правила о правах пассажирах не принимают это во внимание. Эти правила не предусматривают послаблений в чрезвычайных случаях и вынуждают авиакомпании оплачивать проживание, питание и телефонные переговоры пассажиров. Европейская комиссия должна срочно найти способ облегчить это несправедливое бремя», — заключил глава ассоциации.