Словарь Collins назвал слово 2019 года

Британский словарь Collins по традиции назвал «Слово года». Правда, в этом году это не слово, а фраза — «климатическая забастовка», ставшая популярной благодаря экоактивистке Грете Тунберг. За год фразу стали употреблять в 100 раз чаще, подсчитали лексикографы

Британский словарь Collins Dictionary выбрал фразу Climate strike («климатическая забастовка») в качестве «Слова года — 2019». Это выражение стало популярным в связи с деятельностью 16-летней шведской экоактивистки Греты Тунберг. 

Впервые факт применения выражения был документально зарегистрирован в ноябре 2015 года, указывает Collins. Тогда в Париже первое мероприятие с таким названием прошло одновременно с конференцией ООН по изменению климата. В 2019 году эту фразу стали использовать в 100 раз чаще, чем в предыдущем году, подсчитали лексикографы Collins. 

Забастовки в поддержку защиты климата Тунберг начала проводить в 2018 году. По пятницам, вместо того чтобы посещать школу, она приходила к зданию шведского парламента и призывала правительство обратить внимание на проблемы, связанные с глобальным потеплением. Ее примеру последовали студенты и школьники многих стран, и в итоге Тунберг стала лицом международной акции Global Climate Strike.

Грета в гневе: как выступление девочки в ООН стало лакмусовой бумажкой нашей политической культуры

В конце сентября активистка выступила с речью в ООН, обвинив глав государств в том, что своими пустыми обещаниями они «украли» у нее мечты и детство. Тунберг призвала мировых лидеров даже не пытаться заявлять, что для борьбы с загрязнением атмосферы делается достаточно. Президент России Владимир Путин отмечал, что «не разделяет общих восторгов» от выступления экоактивистки. Он также подчеркнул, что осуждает использование детей и подростков в чьих-то интересах.

Всего в списке номинантов на звание «Слово года — 2019» было десять потенциальных «слов года», а в шорт-лист попало четыре. Помимо «климатической забастовки» в него вошли слово influencer (пользователь социальных сетей, способный формировать вкусы своей аудитории и продвигать в ее глазах коммерческую продукцию), rewilding (практика возвращения территорий к их дикому состоянию, в том числе с помощью переселения туда диких животных) и deepfake (методика соединения нескольких изображений или видео на другие таким образом, что зритель не замечает подделки). 

Искусство не быть Гретой: как России извлечь пользу из Парижского соглашения по климату