К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Центральный университет: сбережения студентов вырастают в разы к окончанию обучения


Лаборатория инвестиционных исследований Центрального университета и T-Data в совместном исследовании выяснили, как копят современные студенты и какие инструменты и финансовые стратегии для этого используют.

Базовые финансовые инструменты, используемые студентами — вклады, накопительные и инвестиционные счета. Всего 13% студентов в России открыли вклад в завершившемся учебном году — хотя в среднем по стране среди россиян этот показатель составил 16%. Одна из причин — в стартовом пороге входа в 50 000 рублей для открытия вклада, что накладывает соответствующие ограничения на студентов.  

Молодое поколение предпочитает инструменты с низким порогом входа, гибкостью и возможностью быстрого доступа к средствам — поэтому для студентов накопительные и инвестиционные продукты особенно привлекательны. Снижение интереса к вкладам объясняется не только финансовыми ограничениями, но и потребительскими привычкам: студенты ищут решения, которые соответствуют их динамичному образу жизни.

Несмотря на ограниченные финансовые возможности, студенты начинают копить раньше и активнее, чем среднестатистический житель России. Медианный баланс накопительных счетов среди всех студентов (как «активно», так и «пассивно» формирующих накопления) составил 2400 рублей — на 71% выше, чем у всех участников исследования (1400 рублей). 

На вкладах разница еще более заметна: медианный баланс студентов — 181 700 рублей, что в 2,3 раза меньше чем в среднем у россиян (418 000 рублей). Это связано как с высоким порогом входа, так и с фокусом на более гибкие инструменты. Молодежь хочет сохранять контроль над средствами и менять стратегию по мере накопления опыта. К 23 годам студенты накапливают в 2,5 раза больше, чем в 17 лет. Чаще всего это связано с началом трудовой деятельности и формированием привычки к системным накоплениям.

Инвестиции у студентов начинаются с символических сумм: медианный портфель составляет всего 100 рублей. Среди тех, кто активно управляет своими средствами, сумма уже достигает 15 800 рублей — хотя это и на 57% меньше, чем у общей аудитории (27 800 рублей). 

Как и в случае с вкладами, к выпуску из вуза объем инвестиций студента вырастает втрое — с 7700 рублей в 17 лет до 23 400 рублей в 23 года. Именно в инвестициях молодежь быстрее всего сокращает разрыв со взрослыми. Разница между «активными» студентами и аудиторией исследования составляет всего 4400 рублей. Это говорит о том, что молодежь начинает с микроинвестиций, но по мере взросления и накопления опыта она активно наращивает позиции.

Илья Иванинский, директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета:

«По мере взросления студенты формируют собственные финансовые стратегии: от управления карманными деньгами к осознанному распределению личных доходов между инструментами. Их выбор — это ставка на гибкость, понятность и возможность управлять средствами в рамках долгосрочных целей. Даже при скромных суммах студенты демонстрируют поведение, которое может стать ориентиром для широкой аудитории.»

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+