
Многокилометровые очереди, продуктовый дефицит, черный рынок продовольствия стали реальностью для некогда процветающей Венесуэлы. Сегодня падение цен на нефть и слабость авторитарной власти привели страну к небывалому кризису, от которого не спасает даже вера в социализм и козни Запада. По всей Венесуэле действует режим ЧС, в Каракасе начались голодные бунты, кажется, ситуация выходит из-под контроля. Почему это стало возможным — в фотогалерее Forbes.
Ситуация в Венесуэле глазами гражданина страны — в материале Forbes.
Венесуэла — богатейшая природными ресурсами страна. Здесь находятся самые крупные запасы нефти, страна на 8-м месте по запасам газа в мире, здесь добывают золото и другие драгоценные металлы. Тем не менее, по росту ВВП Венесуэла уступает всем странам региона, а по индексу роста потребительских цен находится на высшей строчке в рейтинге латиноамериканских государств.
Вот уже два года в стране наблюдается продуктовый дефицит, полки магазинов пусты, продукты первой необходимости выдаются по номеру паспорта в порядке живой очереди. Сегодня Венесуэла — страна с самой высокой в мире инфляцией: в 2015 году — около 150%, в этом году МВФ ожидает ее роста до 720%. За два с половиной года доллар по отношению к венесуэльскому боливару подорожал в 100 раз.
Государственные магазины Mercal, Bicentenario, Pdval продают товары по так называемым справедливым ценам (precio justo). Это стало возможным благодаря политике субсидирования цен, которая в конечном итоге и привела к дефициту. Чтобы получить необходимые продукты, сегодня среднестатистическому венесуэльцу придется остоять в многокилометровой очереди около пяти часов. Основным регулятором очереди становится номер паспорта — цифра, на которую он заканчивается, позволяет совершать покупки только в определенный день недели.
Система несовершенна, товаров хватает не всем, кроме того, многие стоящие в очереди — перекупщики, или, как их называют в Венесуэле, bachaqueros (изначально так называли контрабандистов, переправлявших продукты по сниженным ценам в Колумбию). Купленные ими продукты затем продаются на черном рынке по рыночнам ценам, которые могут быть выше справедливых в 3-4, а иногда и 10 раз.
В торговлю на черном рынке вовлечена чуть ли не половина населения, а также чиновники, занимающиеся распределением продуктов. Дело в том, что далеко не все субсидируемые продукты доходят до магазинов — чиновники распределяют только часть, остальную же продают на черном рынке.
Одним из факторов, приведших к продовольственному кризису, стало плохое развитие в стране сельского хозяйство. Венесуэла практически ничего не производит сама. Когда в 1939 году в стране был введен государственный контроль над ценами, зачастую искусственно заниженным, работать на земле стало просто невыгодно. Это в свою очередь привело к переселению обедневших крестьян в центр города и созданию трущоб.
Ситуацию усугубило и падение цен на нефть. В 2015 году доля энергоресурсов в экспорте достигла 96,4%. Средняя цена венесуэльской нефтяной корзины за 2015 год составила $44,6/барр., что на 50,4% меньше, чем годом ранее. Доходы от нефтяных продаж на январь 2016 года составили только $77 млн, в тот же период в 2010 году они находились на уровне $3,3 млрд. Совокупное падение доходов страны за шесть лет составило 4200%. Эта нереальная сумма денег, которую Венесуэла сейчас не получает, сильно затрудняет обеспечение государственных расходов.
18 февраля 2016 года президент Мадуро объявил о повышении цен на бензин, который сам он назвал самым дешевым в мире. Цены на бензин были фиксированными в стране в течение последних 20 лет. В целом, цены на бензин были повышены от 14 до 60 раз. 27 апреля правительство сократило рабочую неделю для работников госсектора до двух дней из-за нарастающего энергетического кризиса. Кризис в энергоснабжении начался в феврале, после чего власти начали переводить госучреждения на сокращенный рабочий день. С 25 апреля власти ввели ограничения на подачу электричества: в течение почти полутора месяцев венесуэльцам придется по четыре часа в сутки проводить без света.
Политическая обстановка также оставляет желать лучшего. Наряду с ослаблением власти, оппозиция также не вызывает доверия у большинства населения. Оппозиция обвиняет во всем «чавистов». Тогда как правительство президента Николаса Мадуро обвиняет оппозицию и Белый дом США в организации государственного переворота и саботажа экономики страны.
2 июня в столице Венесуэлы Каракасе начались массовые беспорядки, прозванные «голодными бунтами». Ситуация обострилась, когда к одному из государственных магазинов не привезли продукты. Протестующие блокировали дороги и с лозунгами «Дайте еды!» и «Долой Мадуро!» заняли почти все центральные улицы.
В ответ на беспорядки власть, которая и так сопровождает все очереди отрядами полиции, направила на улицы нацгвардию, применившую против участников протестов слезоточивый газ. Массовый протест был остановлен, но то и дело на улицах города происходят локальные столкновения.
По данным опросов, 87% жителей Венесуэлы зарабытывают недостаточно, чтобы прокормить свои семьи. Если ситуация не улучшится, оппозия и и власть не найдут компромисс, страну ждет череда голодных бунтов, следующий из которых будет крупнее предыдущего.