К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Трудная судьба копейки. Как умерла самая мелкая монета России

Фото YAY / TASS
Фото YAY / TASS
Россия скоро окажется в числе немногих стран мира, у которой де-факто вообще не будет разменной монеты — даже находящиеся в обороте копейки не представляют собой никакой ценности

В прошлом году Центральный банк не чеканил монет достоинством ниже рубля. Иными словами, речь идет о приостановке либо полном прекращении выпуска мелкой разменной монеты — копейки.

За всю историю независимой России после 1991-го у копейки была трудная судьба. С началом гиперинфляции 1992 года она исчезла из оборота, поскольку уже не представляла собой никакой ценности ни в одном из смыслов. Успело вырасти целое поколение детей, для которых пословицы и поговорки типа «Копейка рубль бережет» или «Нет ни копейки» не имели никакой связи с реальностью, поскольку они никогда не держали в руках монету с таким названием.

Копейка вернулась в оборот после деноминации 1 января 1998 года, проведенной в рамках денежной реформы, когда произошла замена старого рубля на новый по курсу 1000:1. Реформа должна была закрепить победу над инфляцией, дать стандарт нового, крепкого российского рубля. Однако уже в августе случился дефолт, произошел отказ от удержания курса национальной валюты, и рубль упал с 6 до 21 за доллар к 1 января 1999 года.

 

Сегодня в перспективе понятно, что решение властей 1997 года о реформе и деноминации было во многом поспешным. Экономика была еще не готова к поддержанию стабильного курса рубля. В результате эффект от введения «крепкого» рубля с копейкой оказался смазанным. За двадцать лет рубль обесценился более чем в 10 раз, а были моменты (как на рубеже 2015-2016 годов), когда разница с исходным курсом была почти в четырнадцать раз.

На судьбе копейки как разменной монеты это отражалось не лучшим образом. С 2012 года был прекращен выпуск монет достоинством в 1 и 5 копеек в силу очевидной бессмысленности их сохранения. Однако и 10- и 50-копеечные монеты все сильнее теряли смысл своего присутствия в обороте — вместе с ростом цен. Даже монеты в 1 и 2 рубля воспринимаются как засоряющие и утяжеляющие кошелек, которые нужно долго накапливать, чтобы израсходовать. Нередко можно увидеть, как из копеек создаются разного рода украшения — например, по кромке оконного стекла в автобусе, — первый признак ненужности и несерьезности данной монетки. Впрочем, бросается в глаза, что в провинции, особенно на уровне села и маленьких городов, отношение к мелкой монете иное — там она более востребована и в ходу, чем в мегаполисах.

 

Прекращение или приостановка чеканки копеек (пока неизвестно, как оформлено решение Центробанка, однако он в рамках своих полномочий может поступать весьма гибко) означает смерть этой монетки, просуществовавшей с 1535 года. Более того, Россия оказывается в числе немногих стран мира, у которой де-факто вообще не будет разменной монеты. По крайней мере она все реже и реже будет ходить по рукам — пока в обороте остаются выпущенные ранее и пока их принимают. Таким образом на глазах моего поколения случилось две кончины копейки: в начале 1990-х и сейчас. В девяностые, напомню, официально копейку также не выводили из оборота. Речь идет о фактическом прекращении употребления.

Впрочем, в 1998 году состоялось, пусть и не очень долгое, чудесное воскрешение копейки. Сегодня тоже нельзя загадывать наперед, что наши дети и внуки никогда более не будут пользоваться копейками. Очевидно, что в ближайших, да и в отдаленных планах Центробанка деноминация не стоит. Частые денежные реформы — признак нестабильности экономики и в свою очередь могут оказывать неблагоприятное психологическое давление на отношение к валюте. Можно напомнить и про все расширяющее применение «электронных» денег, то есть оплаты по банковским картам, которое снижает потребность в разменной монете. Денежные транзакции виртуализируются: даже на рынке чуть ли не с каждым вторым продавцом можно расплатиться по номеру мобильного, привязанного к счету в Сбербанке. Однако в той же Великобритании при небольших покупках в магазинах в формате corner-shop наличку просят и карты не принимают. Так что нужда в мелких деньгах будет сохраняться в мире еще долго. Есть и такой момент: в России в ряде сетевых магазинов происходит округление счета путем списывания копеек. Но это распространяется именно на наличные деньги, а не на карты, что также стимулирует, особенно малоимущие слои населения, пользоваться наличными.

Куда интереснее то, как население и бизнес приспособились к ситуации с девальвацией российской разменной монеты. Те, кто совершает покупки в сетевых магазинах экономкласса, может видеть у касс старушек с полиэтиленовыми пакетиками, набитыми мелкой монетой, которые те приносят для расчета, а порой и для обмена. Кассиры охотно берут у них монеты, поскольку нуждаются в разменных деньгах для сдачи.

 

С другой стороны, открылся новый вид бизнеса — прием в специальные автоматы мелочи, которые за процент (около 12%) могут перечислить уже виртуальные деньги на оплату мобильной связи или на банковскую карту. Возникновение предпринимательства по утилизации мелочи — явное свидетельство вымывания из оборота мелких металлических денег. Они уже воспринимаются как обуза, как неактуальный и проблемный актив, раз люди готовы от них избавляться дешевле номинала. Ну а российский бизнес демонстрирует свою способность чутко откликаться на меняющуюся конъюнктуру, делая рубли на копейках.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+