Удивить горчицей: можно ли сделать продукт, который оценят шеф-повара со всей Европы
«Малиновый джем нам самим очень нравится, мы им гордимся и потому были уверены в том, что мишленовские повара его оценят, — рассказывает Аделя Абдуллина, PR-директор компании «Эссен Продакшн АГ». — А русская горчица специфичная для них, но нам было важно понять, насколько она хорошо «заходит» на европейский вкус». В итоге специфичный национальный продукт получил две звезды (в иерархии наград конкурса это аналог серебряной медали). Звездами были также отмечены джем «Малиновый» и соус «Сливочно-чесночный».
Конкурс Superior Taste Award проводится со времени основания Международного института вкуса (ITI). За 16 лет было протестировано более 15 000 продуктов. Заявку можно подать онлайн, затем оплатить участие и послать образцы продукции. Но не любая заявка одобряется — важно попасть под критерии конкурса. И не любой продукт (об этом сразу предупреждают участников) может получить оценку жюри. Дело даже не в том, что в ITI дорожат своей репутацией. Каждый продукт конкурса оценивают более 200 опытных шеф-поваров и сомелье буквально со всей Европы: из Испании, Португалии, Великобритании, Ирландии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Италии и Швейцарии.
Анализ проводят в строго регламентированных условиях. Важны все нюансы — от влажности воздуха до цветовой температуры освещения. Дегустация проводится вслепую: название продукта, страна производителя и наименование бренда до конца хранятся в тайне. Члены жюри присваивают продуктам соответствующее своей оценке количество звезд — по аналогии со звездами Мишлен: одну, две или три. Одна звезда означает, что продукт набрал больше 70% баллов в тестировании. Две звезды — 80–90% баллов («Русская горчица» как раз и удостоилась двух звезд).
Бренд «Махеевъ» участвует в конкурсе с 2019 года — тогда звезды Superior Taste Award получили джем «Клубничный», кетчуп «Лечо» и майонез с лимонным соком. В прошлом году сертификатом премии были награждены джем «Абрикосовый», кетчуп «Томатный без сахара и крахмала», маринад «Для барбекю» и майонез «Оливковый». «Мы используем различные инструменты в своем маркетинг-миксе. Сотрудничая с профессиональными экспертными ассоциациями в области вкуса, мы познакомились с брюссельским Международным институтом вкуса. Они предложили протестировать нашу продукцию, и мы согласились», — вспоминает Аделя Абдуллина.
Главное, что приобретают победители конкурса, — право помещать на упаковках значок сертификата Superior Taste Award. В «Эссен Продакшн АГ» признаются, что прямой коммерческой выгоды от звезд не получают. У компании нет цели благодаря Superior Taste Award заключить новые контракты — работа с зарубежными партнерами и потребителями идет своим чередом. Но конкурс помогает поднять статус бренда и убедиться в качественности своих продуктов с точки зрения европейских профессионалов.
«Здесь есть возможность получить экспертизу от мишленовских поваров по вкусу, цвету и запаху. Для наших технологов это важно, — объясняет Екатерина Курылева, руководитель отдела разработки и ввода новых продуктов «Эссен Продакшн АГ». — Если нам это становится интересно, то мы можем внести изменения в заявленный продукт. Не все мы отдаем на экспертизу, только то, что имеет стратегическое значение для технологов».
Горчицу «Русскую», как и джем «Малиновый», компания выпускает более 10 лет. Они в целом хорошо продаются на рынке: первый продукт изготавливается из высококачественного горчичного порошка по собственной оригинальной технологии, второй — из натуральных ягод по технологии бережного приготовления (это означает, что порядка 90% ягод в джеме должны сохранить изначальную целостность, вкус и цвет). Но соус «Сливочно-чесночный» — новый продукт, запущенный в производство в прошлом году, поэтому компании было важно понять, как соус будет воспринят сообществом кулинарных экспертов. То есть стоит ли дальше его продвигать, нужно ли дорабатывать, можно ли выпускать в текущем виде на европейский рынок. Superior Taste Award подтвердил, что новинка имеет все шансы занять свое место на рынке.
Запуск любого нового продукта «Махеевъ» — это совместная работа технологов, маркетологов и сейлз-менеджеров. «Рынок очень перенасыщен, мы знаем, что хорошо продается, что не очень, поэтому если мы вводим новинку, то обычно это привезенные из Европы образцы, — говорит Екатерина Курылева. — Наши технологи изучают продукт, делают расклад по ингредиентам, заключают договоры по поставке сырья для разработки, изготавливают в лаборатории продукт, дают на дегустацию сотрудникам, топ-менеджерам и генеральному директору. Если продукт хороший, на наш взгляд, то он идет на производство и к потребителям. Не все продукты доходят до покупателя, что-то остается в архивах. Мы всегда советуемся с нашей торговой командой, потому что рынок может быть не готов к появлению какого-то продукта. Некоторые продукты мы выпускаем в тестовой партии и смотрим, как они идут в продажу, делаем аналитику, что-то снимаем с производства. Это касается новых продуктов — того, что не является для нас классикой, спрос на которую мы хорошо знаем».
Помимо заявок на Superior Taste Award, компания заказывает у ITI глубокий анализ вкуса джемов, кетчупов и соусов. Эксперты могут любой продукт разложить по его органолептическим свойствам, и такой анализ, как отмечают в «Эссен Продакшн АГ», — большое подспорье для ее технологов. А звезды — это уже следствие качественной работы над рецептурой. «Мы размещаем их на упаковке и гордимся, что у нас есть такая возможность позиционировать наш продукт», — резюмирует Аделя Абдуллина.
* На правах рекламы