К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Маркетплейсам на заметку: кейс «Яндекс.Маркета» и Райффайзенбанка по оплате продавцам

Драйверами роста электронной коммерции в последние годы были маркетплейсы. Они растут быстро, как и потребность в оборотном капитале. Разбираем на примере Райффайзенбанка и «Яндекс.Маркета», как управлять операциями и финансировать их, когда количество сделок в день достигает десятков тысяч.

Рынок электронной коммерции активно растет: если в 2020 году его объем составлял $34 млрд (около 2,4 трлн рублей), то к 2025-му он достигнет $108 млрд (около 7,5 трлн рублей — октябрь 2021), по оценке Goldman Sachs. Российский сегмент e-commerce — самый быстрорастущий в Европе: только в прошлом году, по данным Райффайзенбанка, он вырос практически на 60%. Быстро развиваются маркетплейсы, в будущем этот тренд только усилится. По мере роста у них появляются новые запросы, в том числе на финансирование оборотного капитала. Как этим управлять без рисков? На конференции Raif Vision, которую проводит Райффайзенбанк, «Яндекс.Маркет» поделился своим кейсом.

Оплата в тот же день

«Яндекс.Маркет» — один из крупнейших маркетплейсов России: там продается около 17 млн товаров, обслуживается больше 7 млн покупателей и проводится более 5000 платежей ежедневно. Во II квартале 2021 года товарооборот на «Яндекс.Маркете» составил около 30 млрд рублей. У компании более 13 000 продавцов, и их число будет увеличиваться по мере роста площадки. А он и не думает замедляться: по итогам года товарооборот всего сегмента e-commerce Яндекса вырастет на 200%, говорил ранее управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян.

«Мы с самого начала ставили своей задачей максимально оперативно перечислять деньги нашим продавцам, потому что для них цикл «товар-деньги-товар» критически важен, — рассказал руководитель финансовой службы компании Владислав Склянов на ежегодной конференции Raif Vision. — Это было заложено в саму архитектуру: мы платили нашим продавцам каждый день, хотя на рынке принята практика перечислять деньги раз в неделю, а то и раз в две недели или даже раз в месяц».

По мере роста оборотов (а «Яндекс.Маркет» вырос во втором квартале в 2,5 раза год к году) у компании могли возникать ситуации, когда она еще не получила средства, инкассированные от физлиц, но уже должна была перечислить продавцу за товар. «Мы начали думать, какие инструменты использовать, чтобы для продавцов ничего не изменилось, а мы могли оптимизировать свой оборотный капитал, — говорит Склянов. — Команде пришла идея агентского факторинга».

Как устроен агентский факторинг

Возможность отсрочить платеж важна не только маркетплейсам, но и многим другим компаниям, которые не хотят задерживать регулярные платежи партнерам, сотрудникам, госорганам (например, налоги) и т. д., но при этом не всегда могут комфортно для себя изъять необходимую сумму из капитала. За рубежом подобные сервисы известны как payables finance; в России у них существенно больше названий — агентский договор, агентский, реверсивный или обратный факторинг, — но суть одна: получить дополнительную отсрочку платежа.

Сотрудничество Райффайзенбанка и «Яндекс.Маркета» выводит российский факторинг на новый уровень. 

Когда продавец должен что-то поставить, произвести, отгрузить, оказать услугу и просит заплатить аванс, компания может не отвлекать собственные средства, а обратиться к банку. Заказчик отправляет в банк инвойс, и финансовая организация самостоятельно платит напрямую на счет продавца. В этом заключается ключевое отличие продукта от стандартного кредитования: компания не сталкивается с финансированием физически — деньги сразу перечисляются на счет контрагента. А после комфортной отсрочки компания возвращает деньги в банк. «Этим продуктом можно покрыть любой вид платежа, даже если вам нужно не просто отсрочить платеж, а, например, внести аванс или получить хорошую скидку за раннюю оплату», — отмечает Андрей Захаров, директор по факторингу Райффайзенбанка.

У «Яндекс.Маркета» были высокие требования к банку-партнеру, который поможет реализовать агентский факторинг. Самое главное — в схеме не должны использоваться абсолютно никакие ручные операции, партнер должен поддерживать API и подробную статусную модель, а также автоматически отправлять тысячи платежных поручений на ежедневной основе.

Как это работает в «Яндекс.Маркете»

Продавец в течение дня продает товары на «Яндекс.Маркете». По окончании рабочего времени формируются количество проданных товаров и сумма, которую за них заплатили. Эти данные автоматически передаются по API в Райффайзенбанк, который так же автоматически проверяет все платежи и контрагентов. В самом начале операционного дня, следующего за днем поступления реестра, Райффайзенбанк выплачивает финансирование непосредственно на счета продавцов «Яндекс.Маркета» и передает по API статусы исполненных платежей и их реквизиты. А «Яндекс.Маркет» компенсирует его тогда, когда будет удобно. Так продавцы ежедневно получают оплату, что помогает им развивать свой бизнес, а «Яндекс.Маркет» — комфортные сроки исполнения платежей.

«Пользуясь финансированием банка, мы оставляем на счетах подушку средств, которую можем инвестировать в развитие продукта для наших продавцов-партнеров. А свободные деньги мы можем размещать — что постоянно и делаем — и зарабатывать некий уровень доходности, который будет погашать часть комиссии банка», — говорит Владислав Склянов.

Сотрудничество Райффайзенбанка и «Яндекс.Маркета» выводит российский факторинг на новый уровень. «Мы использовали при создании микросервисную шестигранную архитектуру, сделали открытый API, прибегли к контейнеризации. Все эти новые для российского рынка факторинга термины вскоре станут стандартом технологического качества», — считает Андрей Захаров.

А значит, компаниям будет еще удобнее получать отсрочку без дискомфорта для своих продавцов.


* На правах рекламы
* АО «Райффайзенбанк»

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+