Цифровой French Kiss: как производитель конфет ручной работы осваивает интернет

Цифровой French Kiss: как производитель конфет ручной работы осваивает интернет

Forbes
Иван Просветов Forbes Contributor, Мария Лобанова Forbes Contributor
Интернет-торговля продуктами питания растет в России феноменальными темпами. В 2019 году объем этого рынка с учетом продаж других товаров повседневного спроса увеличился более чем на 50% (по оценке «Infoline-Аналитики»). Даже такой деликатный товар, как шоколад и конфеты ручной работы, можно успешно продавать онлайн.

У сети бутиков ‎French Kiss около 20% выручки приходится на интернет-заказы от частных и корпоративных клиентов. В компании уверены, что эту долю можно увеличить вдвое. Основатель French Kiss Хюсейин Йаманйылмаз объясняет, почему для развития онлайн-торговли шоколадом сейчас самое подходящее время.

Хюсейин Йаманйылмаз, основатель French Kiss

С момента основания компании вы уделяли много внимания развитию сети магазинов, где можно вживую увидеть и попробовать вашу продукцию. Как давно вы занялись интернет-продажами?

Спустя шесть лет после того, как открыли первый магазин. То есть в 2010 году. Долгое время работали на аутсорсинге, но, когда стало поступать много жалоб, решили запустить собственную интернет-площадку. И теперь видим будущее именно за этим форматом торговли. Покупки в наших бутиках в торговых центрах зачастую спонтанные, а заказы в онлайн-формате — это целенаправленный выбор. Это видно по величине среднего чека ‎French Kiss: около 1200 рублей в магазине и 5000 рублей онлайн. Интернет-торговля активно развивается во всем мире, а сейчас, в условиях пандемии, в полной мере видна ее важность — людям комфортнее заказывать продукцию сразу на дом.

Вы не опасаетесь возможного временного закрытия торговых центров? У вас же более 20 бутиков в Москве…

Нет, не опасаюсь. Количество розничных точек мы постепенно сокращаем, фактически направляем людей в наш интернет-магазин. У интернет-продаж есть огромный плюс — не нужно платить за аренду. Аренда небольшого помещения в торговых центрах может доходить до миллиона рублей в месяц. Я бы с радостью перешел полностью на онлайн-площадку, но пока покупатели к этому не готовы. Если торговые центры временно закроются, то интернет-продажи вырастут и потом не упадут. Круг заказчиков расширится за счет тех, кто раньше по разным причинам не делал онлайн-покупок. Их удивит не только вкус нашего шоколада, но и удобство оформления заказа. Наше особое преимущество — доставка прямо с производства. Все заказы комплектуются непосредственно на нашей фабрике.

Как у вас организована доставка? Сотрудничаете с какой-либо курьерской службой?

Раньше да, сотрудничали. Позже поняли, что доставка должна быть своя. У нас премиальная продукция, поэтому и сервис должен быть соответствующим — как одет курьер, насколько трепетно и аккуратно он довез товар.

При каком объеме заказов собственная доставка оправдана?

Все зависит от того, насколько грамотно организована логистика. У нас доставка оправдана всегда. Нет такого, чтобы кто-то сидел без дела. При необходимости курьер пересаживается на машину побольше и развозит продукцию по магазинам.

Интернет — это не только возможности, но и высокая конкуренция. Вам приходится много тратить на продвижение? Или у French Kiss есть своя ниша?

У нас есть репутация, и это самое главное. Мы уже 15 лет на рынке. Профессионалов, которые действительно умеют работать с шоколадом, было и остается крайне мало. Конечно, мы чувствуем конкуренцию. В эпоху социальных сетей любая домохозяйка может позиционировать себя как мастер-кондитер. Появилось много мастер-классов, это стало модно. Мечтой чуть ли не каждой девушки стало открыть свое кондитерское производство. Но у нас другая история. Мы не просто продаем вкусные конфеты. Мы создаем атмосферу радости. Конечно, мы вкладываемся в интернет-маркетинг, работаем с контекстной рекламой и социальными сетями. Но нам не менее важно то, что подчеркивает и укрепляет наш имидж. Например, в декабре мы спонсировали концерт звезд мирового балета «Christmas балет-гала» в Кремле. В начале марта на экраны вышел фильм «Счастье в конверте» — он состоит из трех новелл, и для них мы создали лимитированную коллекцию шоколада: «Не бойся мечтать», «Не бойся любить», «Не бойся верить». French Kiss — это про эмоции.

С популярными блогерами не пытались поработать?

Блогеры нас интересуют, но до 100 000 подписчиков. Брать рекламу у миллионников очень дорого и для нас невыгодно. Продвижение через звездных блогеров рассчитано на массовую аудиторию, а мы в этом не нуждаемся. За год мы продаем примерно 120 тонн конфет и плиточного шоколада. С одной стороны, это много, с другой — несравнимо с лидерами кондитерского рынка. Мы не выпускаем массовую продукцию, поэтому у нас нет цели, чтобы о French Kiss знало как можно больше людей.

Насколько значимы для вас корпоративные заказы?

Так же значимы, как и интернет-продажи. В числе наших клиентов есть не только крупнейшие банки, нефтяные компании и другие представители большого бизнеса, но и небольшие частные фирмы. Корпоративные продажи делятся на два варианта: выбор по каталогу на нашем сайте и брендирование — создание индивидуальной упаковки с логотипом и даже с особыми вкусами. Мы сейчас позиционируем себя как дизайнерская кондитерская фирма, для этого у нас есть все возможности. Знаете, как у нас появились букеты из конфет? После кризиса 2014 года корпоративные продажи просели — экономить стали все. Но в России есть очень значимые праздники, и среди них 8 Марта. Вопрос, что дарить женщинам: цветы или конфеты? Мы предложили «два в одном», и букеты из конфет стали хитом наших продаж — не только корпоративных, но и розничных.

Что вы предпочтете — большой корпоративный заказ по каталогу или что-то неординарное, но в небольшом объеме?

Мы выберем и то и другое. Любое пожелание заказчика мы готовы воплотить в жизнь. У нас были даже штучные заказы. Например, на большого хамелеона из марципана. Или здание очень известной в Москве гостиницы из шоколада.

Помимо конфет, вы делаете мармелад, печенье, торты, пирожные. Это диверсификация бизнеса?

Нет, просто расширение ассортимента. Торты и пирожные приносят нам не более 10% выручки. Мы стараемся делать их так же качественно, как шоколад, но для нас они скорее сопутствующие товары. Мы все-таки фирма про конфеты — маленькие кусочки счастья. Сейчас мы готовим рассылку для расширения интернет-продаж, там будут слоганы в стиле: «Не хотите выходить из дома? Мы принесем вам счастье сами!»

1. Букеты из конфет https://frenchkiss.ru/shokolad-v-podarok/bukety/

2. Конфеты: https://frenchkiss.ru/konfety-i-pechene/konfety/

3. Торты: https://frenchkiss.ru/torty-i-pirozhnye/torty/

4. Шоколадные наборы https://frenchkiss.ru/shokolad-v-podarok/nabory/

* На правах рекламы