«Сайт — это живой организм»: почему шаблоны и конструкторы не заменят командную разработку

Веб-дизайн, создание и продвижение сайтов — очень популярный бизнес. На запрос «веб-студия» поисковик Google выдает более 29 миллионов результатов. О том, как выделиться и достичь успеха на этом рынке, рассказывает основатель крупнейшей киевской веб-студии «Махаон» Владимир Бузкив.

В отзывах клиентов на сайте «Махаона» рефреном звучит «быстро и качественно». Один заказчик даже отметил: «Сегодня трудно удивить качеством сервиса, нас удивили». Как долго вы шли к такому уровню?

Не скажу, что долго, но и не быстро. Мы стали принимать и выполнять первые заказы в 2012 году. Как и большинство конкурентов, начинали с небольших проектов и без достаточного опыта в создании сайтов. В то время наша команда состояла всего из трех человек. Вообще такой период, я думаю, был у любого бизнеса в этой сфере: когда осознаешь, что тебе нужно постоянно развиваться, но как это делать, ты совсем не понимаешь. К счастью, этот этап мы успешно прошли. Штат «Махаона» многократно вырос, постоянно расширяется и список услуг, которые мы предоставляем клиентам. Сейчас это комплексные работы по созданию, продвижению и технической поддержке сайтов, а также не очень характерные для большинства веб-студий услуги по сопровождению деятельности клиента в сферах налогообложения и финансов. Такая векторизация бизнеса позволила нам три года подряд показывать крупнейшую в нашем секторе рынка годовую выручку.

Заказчиков веб-дизайна, как правило, волнует стандартный вопрос: сколько это может стоить?

Основная часть наших проектов по созданию сайтов — индивидуальные решения, которые проходят все этапы: от проработки базовой концепции сайта до его дальнейшей технической поддержки. Сейчас мы в основном работаем в средне- и высокобюджетных нишах. Цены на каждый проект могут серьезно разниться, но на сайте https://www.mahaon.kiev.ua есть калькулятор, который может дать интересующимся представление о нашей ценовой вилке. Замечу лишь, что самый большой враг качества — желание сэкономить.

У нас были клиенты, которые по этому критерию меняли трех и более исполнителей и в итоге приходили к нам уже с пониманием, что хороший сайт не может стоить дешево. Бэк-энд таких сайтов похож на захламленный гараж, контент тоже оставляет желать лучшего. Это прямой путь к проблемам с индексацией, такой сайт невозможно продвигать в поиске. Приходилось все переделывать.

Какие услуги сейчас самые востребованные?

Дизайн, продвижение сайтов, техническое обслуживание, хостинг и контент — все это мы делали семь лет назад, и эти же услуги в большей или меньшей степени остаются в топе наших заказов и сегодня. С самого начала мы понимали, что клиентам неудобно и невыгодно обращаться к разным компаниям, чтобы решить одну комплексную задачу — создание и продвижение сайта. Поэтому мы старались по максимуму закрыть все возникающие в связи с этим позиции.

Существуют биржи автоматического продвижения, конструкторы сайтов, где можно найти кучу дизайн-шаблонов под любой движок. Они составляют вам какую-то конкуренцию?

Нет, поскольку автоматизаторы и шаблоны всех видов — это способ удешевления создания сайта, а для бизнеса, который планирует развиваться и зарабатывать деньги, попытка сэкономить на таком важном этапе — крайне недальновидный поступок. Большинство наших клиентов это прекрасно понимают и поэтому обращаются к нам не только за технологией, но также за нашим многолетним опытом.

Смотрите, из чего складывается стоимость создания сайта: собственно разработка — это 50% времени и сил, менеджмент (коммуникации с клиентом, ведение проекта) — около 20%, тестирование и последующее исправление найденных багов — 30%.

Особо отмечу, что тестирование не предмет «урезания костов». Релиз не тестированного сайта осуществлять нельзя. Если ваш сайт заглючит, то пользователи начнут уходить, и вернуть их назад будет крайне трудно. Недочеты и даже ошибки в разработке случаются всегда. Тут дело не в человеческом факторе — добросовестности и квалификации исполнителей. В любой творческой или конструкторской деятельности есть черновик/прототип и есть чистовик/финальная модель. Просто нужно закладывать время на выявление и исправление багов.

Получается, что автоматизация не панацея? Без специалиста все равно никуда?

Конечно. Иначе профессии веб-дизайнеров или, скажем, СЕО-оптимизаторов практически бы исчезли. Было бы два десятка человек, которые клепают шаблоны, вот и весь рынок.

По каким вопросам чаще всего сложно договориться с заказчиками?

По поводу продвижения. Люди плохо представляют механику процесса, для большинства первый видимый результат через три-пять месяцев — это слишком долго. Приходится раскладывать все по полочкам, объяснять через понятные аналогии. Любое убеждение в конце концов сводится к вопросу доверия или недоверия к исполнителю. Тут на нас работает многолетний опыт и качественное портфолио с отзывами клиентов.

Какие советы можно дать тем, кто хочет запустить сайт или оптимизировать существующий?

Выделите несколько студий, которые устраивают вас по спектру услуг. Посмотрите на то, как давно каждая из них находится на рынке, на качество и размер их портфолио, и после этого уже смотрите на цены. Кроме того, соберите всю возможную информацию о репутации студий и ее руководителях в профессиональных кругах. Хорошим аргументом в пользу выбора той или иной компании будет наличие у нее наград за участие в отраслевых конкурсах — амбиции всегда толкают к развитию, значит, в этой студии работают действительно заинтересованные в своем деле люди. Не забывайте, что сайт — это живой организм, его нужно регулярно обновлять, наполнять контентом, собирать аналитику, работать над конверсией посетителей.

Веб-дизайн и продвижение сайтов — это бизнес без географических границ. Вы пробовали выходить на зарубежные рынки?

Неоднократно. Например, делали сайт юридической фирмы из Нью-Йорка. В прошлом году мы рискнули выйти на азиатский рынок. Прилетев в Сингапур на переговоры с клиентом, я вышел из зоны таможенного контроля и увидел сразу нескольких встречающих, которые держали в руках таблички с надписью Volodymyr Buzkiv — это притом, что момент встречи в аэропорту мы не согласовывали. Уже тогда я понял, что дело у нас пойдет.

Азиатский бизнес гораздо проще воспринимает необходимость вкладывать деньги в продвижение своих продуктов и сайта. Наверное, дело в том, что он развивался в условиях более жесткой конкуренции и давно осознал, что без активного продвижения не будет адекватного роста.

В итоге мы сделали полтора десятка проектов для местных компаний. Многие из них теперь возвращаются к нам за услугами по консультированию и сопровождению их деятельности на европейском рынке. Конкурировать за границей не так уж сложно, если вы не просто уверены в своих силах, а точно знаете свои преимущества и понимаете, чем способны выделиться и что предложить.

рейтинги forbes