«Новая нормальность»

Какие технологические решения позволят бизнесу успешно работать и развиваться в ближайшем будущем

Мгновенное развертывание персональной сети при помощи мобильного приложения, безопасное подключение ваших IoT-устройств в общую эффективную сеть, управление медицинскими приборами… Технологии меняют мир, именно они — катализатор таких изменений, а не форс-мажорные ситуации вроде пандемии. О главных технологических новинках было рассказано на глобальной конференции Cisco Live, прошедшей 16–17 июня 2020 года.

Социальный эффект 

В этом году Cisco Live впервые в истории состоялась в онлайн-формате и собрала рекордное число участников — свыше 124 000, что втрое больше, чем в минувшие годы.

Центральной на конференции стала тема «новой нормальности» и то, как высокотехнологичные решения помогают организациям оставаться эффективными. Сама Cisco, в частности, выделила $225 млн на поддержку мероприятий по борьбе с COVID-19 во всем мире. В российском офисе компании нам подтвердили, что такие мероприятия идут и в России. «За последние месяцы 27 больниц из разных регионов бесплатно получили комплекты оборудования: маршрутизаторы, коммутаторы и точки доступа, — рассказала менеджер по развитию корпоративных решений Cisco Юлия Андрианова. — В этой нашей акции приняли участие, например, поликлиники и больницы Башкирии, Тюменская областная клиническая больница №1, больницы ГБУ России, ведомственные больницы». 

По словам Юлии Андриановой, часто сеть становится незаменимым помощником в лечении больных COVID-19. Больницы делят свое пространство на зоны, между «красной» и «зеленой» зонами нет свободного сообщения из-за опасности заражения. Необходимо при этом сохранять связь между ними в электронных системах, отправлять результаты анализов, да и просто дать связь оторванным от родных врачам и пациентам. Выделенное компанией Cisco по программе помощи оборудование помогает больницам справляться со всеми этими задачами, а также способствует развертыванию телемедицинских сервисов.

 

Критические нагрузки на сети как новая норма

«Очевидно, что интернет является тем фундаментом и платформой, которые позволяют обществу и бизнесу оставаться на связи, — уверен технический директор Cisсo Чинтан Патель. — В период пандемии нагрузки на сети связи существенно выросли, в считаные дни достигнув показателей, которые прогнозировались лишь через несколько лет. Таким образом, мы получили представление о том, каким будет будущее интернета и что необходимо, чтобы обеспечить бесперебойную работу сетей». За последние несколько месяцев реальность, к которой все привыкли, изменилась. Какие технологические решения позволят крупному бизнесу, его клиентам и социальным структурам успешно работать и развиваться в этой «новой нормальности»?

Пандемия, ударившая по коммуникациям на всех уровнях, предъявила особый счет принципам работы корпоративных сетей. Возможность мгновенной поддержки изменений, максимально быстрая, проактивная реакция на намерения бизнеса, ответ на динамичные изменения среды — вот те стандарты, по которым теперь должны работать такие сети. Что для этого нужно? 

 

Корпоративные выгоды 

«Самое главное — четко понимать, что происходит в вашей корпоративной сети, и обладать возможностями для внесения в нее изменений. Делать это максимально оперативно можно только в случае, если сеть сама в автоматическом режиме понимает и предугадывает действия пользователей», — говорит Юлия Андрианова. Отсюда и «сети на основе намерений» (IBN, Intent Based Networks), решения для которых Cisco развивает с 2017 года. Звучит необычно, но суть ясна: за счет искусственного интеллекта сеть сама помогает согласовать бизнес-задачи компании с сетевыми возможностями. На Cisco Live было объявлено сразу о пяти инновациях, которые, как уверены в Cisco, изменят жизнь и корпоративных, и обычных пользователей.

Ключевая из них — интеграция в SD-WAN (одно из решений на основе намерений) облачного инструмента информационной безопасности Cisco Umbrella. Например, есть задача: подключить удаленный филиал и обеспечить ему безопасный доступ в интернет. Лучший способ сделать это быстро и без привлечения дополнительного ИТ-персонала — это использовать решение Cisco SD-WAN. Но для защиты этого подключения от возможных проблем с безопасностью раньше надо было произвести множество рутинных операций по конфигурированию, теперь же достаточно кликнуть в меню на необходимые услуги безопасности для каждого филиала, и конфигурации будут произведены автоматически. При этом важно понимать, что ключевое преимущество облачного подхода к безопасности в том, что информация о зловредном ПО постоянно обновляется, защищая сеть от новых атак. Кроме того, облачная безопасность снимает необходимость в установке локальных решений в каждом филиале, а также дает возможность защищать работников дома и офиса. И все это с едиными настройками по политикам для всей сети филиалов. 

Две другие сетевые инновации, анонсированные на Cisco Live, также относятся к безопасности и автоматизации. Первая затрагивает интернет вещей (IoT): теперь для подключения датчиков и сенсоров Cisco использует искусственный интеллект, который автоматически распознает типы устройств и предлагает для них соответствующие политики доступа в сеть, даже если этих устройств тысячи. В конечном счете это радикально сокращает объемы ручной работы ИТ-специалистов, позволяет избежать человеческих ошибок в длительной рутинной работе и существенно повышает общую защищенность сети IoT. 

Вторая инновация делает удобной процессы сегментации. Разные группы пользователей должны подключаться к сети с разными правами доступа и возможностями. Их определение и настройка — огромная нагрузка на штат технических специалистов. То есть раньше была таковой. Новая система Cisco DNA Center автоматически сканирует трафик между группами пользователей и предлагает групповые политики доступа администратору на утверждение. То есть теперь права доступа сотрудников отражают реальные потребности компании, а ИТ-персонал экономит массу времени на их настройке, которое можно направить на выполнение бизнес-задач. Очень важно, что все это помогает избежать ошибок, которые могут привести к брешам в корпоративной безопасности.

Четвертая представленная инновация — Cisco DNA Spaces. Один из трендов, ставших актуальным после пандемии, — необходимость компаний отслеживать перемещения людей в офисах, избегать их скопления в одном месте. Делать это позволяет решение Cisco DNA Spaces, которое теперь мониторит не только передвижение устройств с Wi-Fi, но и с Bluetooth, а также дает аналитику, позволяющую измерять плотность людей в офисе.

И последний сетевой анонс Cisco касается «сетей, определяемых пользователем» (User Defined Network). Сегодня в больницах, студенческих кампусах, гостиницах и других местах разворачивают профессионально управляемые сети Wi-Fi. Людям необходимо подключать личные устройства (Apple TV, колонки или принтер), одновременно ограничивая к ним доступ других пользователей. Теперь все, что нужно для этого сделать, — это скачать приложение Cisco User Defined Network, зарегистрировать в нем свои гаджеты и добавить пользователей. Среди преимуществ не только приватность и безопасность, но и простое управление из мобильного приложения, а также минимум загрузки сетевого администратора.

 

Хаб безопасности

Сегодня много говорят о том, что компании, использующие высокотехнологичные решения, оказались лучше готовы к пандемии и «новой нормальности». Их сотрудники работают удаленно без существенных издержек. Очевидно, что и по окончании всех карантинных мер тренд на удаленную работу сохранится. Будучи крупнейшим в мире вендором в этой области, во многом формирующим направления развития рынка, Cisco в ходе своей конференции представила ряд решений для удаленной и совместной работы. Например, теперь, чтобы подключиться к конференции или сделать звонок, необязательно нажимать на кнопки телефона или компьютера. Достаточно подать голосовую команду, и новая программа Webex Assistance мгновенно сделает все необходимое. Она же заметно облегчает взаимодействие во время самой встречи — по команде отметит важные задачи и ключевые акценты переговоров. А после завершения митинга или конференции сделает за вас часть работы — превратит диалоги участников в текст и оцифрует его. Webex Assistance — разработка самой Cisco, и часть сотрудников российского офиса уже тестировала программу в «боевых» условиях. Пока Webex Assistance работает в бета-версии, как коммерческий продукт программа появится на рынке в начале июля. 

Результаты опроса, проведенного аналитической компанией Gartner в марте 2020 года, показали, что 74% опрошенных руководителей продолжат использовать удаленную работу сотрудников по окончании пандемии. 75% сотрудников хотят и в дальнейшем иметь возможность работать из дома (возможно, не каждый день, но большую часть времени). «Даже если в офисах останется 30–40% сотрудников, это потребует большей гибкости в организации рабочей среды», — полагает Максим Репин, руководитель подразделения Cisco по продвижению технологии для совместной работы.

Как следствие, ИТ-инфраструктура должна упроститься, от нее теперь требуется обеспечить простоту, гибкость, непрерывность и эффективность рабочего процесса в любом месте и в любой период времени. Именно с этой целью Cisco усовершенствовала и обновила уже имеющийся инструментарий Webex — платформы корпоративного класса с решениями для совместной работы. 95% компаний из рейтинга Fortune-500 пользуются этой платформой на протяжении многих лет. В период пандемии нагрузка на Webex выросла более чем в 3,5 раза. Только в апреле 2020 года на платформе было зафиксировано полмиллиарда участников, а общая продолжительность онлайн-совещаний составила 25 млрд минут. Чтобы и дальше выдерживать такие нагрузки, Webex должен был измениться. 

На что способен модифицированный и обновленный Cisco Webex? Прежде всего на обеспечение беспрецедентного уровня безопасности корпоративных коммуникаций. Встроенные защитные механизмы расширили возможности предотвращения потери данных и их хранения, а также сохранности важной документации (в том числе и юридически значимой) на Webex Meetings. Новый уровень защиты обеспечен и для всего контента, который появляется в результате проведения удаленных совещаний. Благодаря расширенным возможностям сквозного шифрования можно оставаться спокойным за сохранность информации. Конфиденциальная информация, содержащаяся в переговорах, точно не уйдет «на сторону»: для распознавания речи и перевода записи в транскрипт не используется сторонний сервис, этот функционал реализован во внутреннем облаке Webex.

По сути, Cisco Webex — это единая платформа для решения любых корпоративных задач компаний. Обновленный инструментарий Cisco Webex Control Hub с расширенной аналитикой позволит управлять всеми рабочими нагрузками, ключевыми показателями с единой панели (функционал дашборда). А такие требования, как безопасность, соблюдение регламентов, принципы управления и даже устранение неполадок, «зашиты» в архитектуру Cisco Webex Control Hub. В нем же имеется новое решение, способное обеспечить гибкий стиль работы любой компании или корпорации. Уже упомянутый Webex Assistant не только обеспечит работу с офисными устройствами и коммуникациями без прикосновения (лишь при помощи голоса), но и возьмет на себя управление удаленными сотрудниками, а при необходимости поможет им вернуться в офис. Он же через встроенные в видеотерминалы Cisco сенсоры зафиксирует предельное количество сотрудников в одном помещении или переговорной комнате. Если вдруг их число окажется превышенным, информация попадает в нужный раздел Webex Control Hub и отправляется ответственным сотрудникам. Там же, в Webex Control Hub, находится и вся аналитика по использованию рабочих пространств (управляет ими Control Hub), а также офисных помещений, включая графики уборок и дезинфекций.

Пандемия уйдет, а возможность диагностики и поддержки удаленных рабочих места для обеспечения продуктивной работы коллектива, для понимания необходимости изменений в стиле работы, для планирования офисного пространства останется. По мнению самой Cisco, именно такие технологии и превратят обычный офис в офис будущего. Но это еще не все, на что способен Cisco Webex. В ближайших планах — интеграция корпоративного мессенджера Webex Teams с популярным сервисом управления контентом и совместного использования файлов Box (им пользуется более 100 000 компаний). Есть также и такая полезная вещь, как глубокая интеграция с офисными решениями других крупнейших технологических компаний. 

Российским бизнес-пользователям обновленный Cisco Webex уже доступен, причем в период пандемии компания предоставляла к нему бесплатный доступ. Количество компаний, воспользовавшихся этим предложением, огромно, и по окончании бесплатного периода использования многие из них наверняка захотят оставить его на вооружении. Вряд ли это решение будет тяжелым: даже в конкуренции с самыми популярными платформами Webex с его безопасностью и прорывным функционалом имеет все шансы занять свою нишу на российском рынке. А самим пользователям нужно просто учиться жить в «новой нормальности», лучше — с новыми технологиями.

 

* На правах рекламы