Без купюр: безналичные чаевые

С 2010 по 2018 год в России произошел 30-кратный прирост числа безналичных транзакций по банковским картам, с 5,8 до 172 в год на человека, обогнав все страны Европы, включая абсолютных лидеров в этом направлении. Впервые о так называемом «русском чуде» сообщили аналитики The Boston Consulting Group в своем отчете по глобальному рынку платежных услуг в 2019 году.

В 2020 году Банк России также зафиксировал рекордные цифры — доля безналичных платежей среди населения только за второй квартал 2020-го выросла почти до 70%: пандемия дала толчок развитию цифровых технологий. Сложная эпидемиологическая ситуация сподвигла регуляторов в разных странах рекомендовать банкам «переключить» внимание клиентов на приоритетное применение безналичной формы оплаты, что значительно ускорило изменения в индустрии платежей. Россия вошла в топ-5 мировых лидеров по темпам отказа населения от использования наличных денежных средств. 

Неудобное удобство

Пандемия стала катализатором тренда: большинство жителей мегаполисов давно отказались от бумажных купюр, отдавая предпочтение онлайн-переводам и безналичным расчетам.  Практически все сервисы и покупки мы привычно оплачиваем банковской картой, зачастую даже не имея ее на руках, — у многих она плотно «прописалась» в телефоне. Это быстро, просто, удобно, безопасно. И иногда сложно представить, что может быть по-другому. Именно поэтому угрожающая табличка «оплата только наличными» на кассе супермаркета или двери кафе вгоняет в ступор. Перед этими словами современный человек оказывается беспомощным, фраза «приносим извинения за неудобства» не спасает ситуацию. Неудобство — страшное слово в век тотальной диджитализации, цифровых носителей и систем быстрых платежей, в котором все призвано служить обратному. 

Наиболее остро данная проблема проявляется в сфере обслуживания, и, в частности, это касается кафе и ресторанов. Посетители заведений испытывают неудобство, когда после оплаты счета не могут поощрить официанта за качественный сервис ввиду отсутствия в кошельке наличных.  

Проблема в теории решается двумя способами: «чаевые» уже включены в счет (как правило, эта сумма составляет 10% от стоимости блюд), либо оплата может быть произведена посредством различных сервисов для приема вознаграждений. 

Третьего не дано?

Но фактически все выглядит иначе. Во-первых, далеко не все заведения включают плату за обслуживание в сумму счета, а во-вторых, подобная практика скоро станет неправомерной: Роспотребнадзор разработал новые Правила оказания услуг общественного питания. Закон вступает в силу с 1 января 2021 года и запрещает «включать в договор иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые), не относящиеся к стоимости продукции, указанной в меню». Остается альтернативный вариант — сервисы для приема чаевых по безналичному расчету. Но и они вызывают неудобство, так как требуют от посетителя определенных действий (установки соответствующего приложения, сканирования QR-кодов и т. д.), а после совершения всех манипуляций не всегда приводят к желаемому результату. 

В итоге услуга оказана, а удовлетворенный клиент не имеет возможности в полной мере оценить уровень сервиса и отблагодарить за него.  В сухом остатке — официант лишен вознаграждения, посетитель чувствует себя не в своей тарелке.  Вот она, обратная сторона банковской карты. 

Но всегда, когда на рынке есть боль, находится и решение. Евгений Ильин, главный исполнительный директор АО «Секвойя»: «Года три назад я поймал себя на мысли, что каждый раз, когда хочу оставить чаевые, мне приходится бегать в банкомат и снимать наличные. Позднее я стал сталкиваться с QR-кодами, надо было делать много движений, не всегда срабатывал телефон при наведении камеры, приходилось качать приложения, либо заходить на сайт к официанту и т. д., и в один день мне пришла в голову идея: почему бы не сделать процесс оплаты чаевых таким же простым, как оплата основного счета за услуги? Я задался целью, нашел единомышленников, и мы начали проводить глобальный тотальный анализ мирового рынка чаевых, аудитории, изучая все потребности B2B2С и конкуренцию».

Tillme: ты мне, я тебе

Совсем скоро компания «Секвойя» представит российскому, а в дальнейшем и мировому рынку результат двухлетних исследований и кропотливой работы — проект Tillme, предполагающий выпуск одноименного многофункционального мобильного платежного терминала. Tillme (от англ. till — класть деньги в кассу) создавался, чтобы в полной мере наладить коммуникацию, и удовлетворить потребности всех участников цепочки клиент-сотрудник-компания, и вывести их взаимодействие на кардинально новый уровень. 

В первую очередь проект призван облегчить работу организаций, осуществляющих свою деятельность в сферах, где уместна дополнительная благодарность за оказанные услуги. HORECA, beauty-индустрия, курьерские службы, трансфер и сопровождение, экскурсионное обслуживание и многие другие отрасли бизнеса. 

Милла Земцева, директор по маркетингу АО «Секвойя»: «Благодаря компетентным действиям квалифицированной команды была проведена масштабная проработка российского и международного рынков, тщательные исследования, погружение даже в малейшие детали на стадии формирования идеи. Мы уверены, что этого до нас еще никто не делал. Нам удалось просчитать и предусмотреть все необходимые составляющие продукта, чтобы он был готов полностью подстроиться под рынок, а не заставлял рынок подстраиваться под себя».

По словам разработчиков, система предусматривает свыше 150 сценариев использования, имеет логично выстроенный и детально продуманный функционал, интуитивно понятный интерфейс, способный адаптироваться под  индивидуальные особенности конкретного бизнеса, расширенные опции геймификации, включая режим распознавания речи и живое общение с пользователем на его родном языке. 

Проект инновационного мобильного POS-терминала Tillme, по замыслу его основателей, одномоментно должен решить сразу несколько вопросов, как в сфере B2B, так и в B2C: нивелировать проблему сниженных доходов сотрудников сервисных компаний, улучшить коммуникацию организации с клиентами и подрядчиками, помочь прислушаться к потребителям и учесть их пожелания.

Предусмотрена система рейтингов, индивидуальных поощрений и нетривиальная программа лояльности, при которой каждая составляющая экосистемы, будь то владелец бизнеса, сотрудник или клиент, остается «в плюсе». 

Глобальный проект глобальное исполнение

В реализации проекта принимают участие именитые дизайнеры: Виталий Ставицкий — президент Союза Дизайнеров России, академик Национальной Академии Дизайна, член Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, арт-директор и основатель Stavitsky Design и его команда, где есть такие звезды, как Глеб Визель — руководитель мастерской Предметного дизайна, доцент кафедры Дизайна среды и интерьера Национального Института Дизайна,  руководитель бюро промышленного дизайна Wiesel-Design, в прошлом главный дизайнер проекта «Маруся Моторс». Бренд-директором проекта Tillme является Алексей Русаков, на плечи которого легла разработка и философия бренда.

Дизайн терминала получился нестандартным, но в то же время продуманным и функциональным. Выпуск устройств проекта Tillme планируется в двух интерпретациях — стационарная версия с размером монитора 5 дюймов и мобильная с экраном 3,4 дюйма. 

Tillme предусматривает соблюдение мировых стандартов безопасности: обязательная сертификация и тестирование в международных системах, хранение данных в строгом соответствии с законом об обработке персональных данных в сертифицированных ЦОДах, согласно законодательству РФ.

Финансовая сторона

В рамках проекта уже обозначена стоимость продукта — порядка 20 000 рублей. Компания-производитель анонсирует гибкую схему работы с партнерами, предусматривающую аренду, лизинг, подписку на сервисы.

Согласно исследованиям создателей проекта, благодаря системе безналичного приема поощрений за оказанные услуги персонал компании будет иметь большую мотивацию (если оклад официанта составляет около 10 000–15 000 рублей, то с чаевыми он может зарабатывать свыше 100 000 рублей в месяц), а владелец бизнеса — возможность привлекать более квалифицированных сотрудников без внесения изменений в ставку штатного расписания. 

При этом денежные средства, поступающие в систему, являются доходом, полученным от физических лиц в порядке дарения, и не облагаются НДФЛ, согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ. 

Дата официального релиза еще не назначена, но известно, что вывод на рынок нового продукта, призванного внести весомый вклад в систему безналичных платежей и операций, запланирован на осень следующего года.

Евгений Ильин, главный исполнительный директор АО «Секвойя»: «Мы открытая, гибкая, клиентоориентированная компания, поэтому предлагаем нашим будущим партнерам  не номинальное сотрудничество, а полноценное взаимодействие на индивидуальных условиях и возможность стать держателями привилегированных акций, стоимость которых растет на каждом этапе реализации проекта».

 


www.Tillme.store

По вопросам сотрудничества:

+7 (495) 212-06-95

* На правах рекламы