Главный по серверам: как выбрать партнера по IT-инфраструктуре

2020 год стал проблемным почти для всех. У кого-то рушился бизнес, у кого-то возникли проблемы из-за быстрого непредсказуемого роста. Для тех, кто использует инфраструктуру как услугу, колебания спроса стали меньшей головной болью. Каковы преимущества такого подхода и критерии выбора партнера? Разбираемся в этом вместе с клиентами Selectel.

Массовый переход на удаленку породил гигантский спрос на сервисы доставки еды, дистанционной работы команд, онлайн-обучение. Всплеск спроса означает повышенную нагрузку на серверы компании. Их банально может не хватить, чтобы сервис работал без перебоев. Такие проблемы могут возникнуть и в «мирное» время. Например, из-за резкого притока клиентов после удачной рекламной кампании. Причем не всегда можно решить проблему оперативно своими силами.

Самостоятельная покупка оборудования клиентом — это долго и дорого. Даже если у вас есть деньги, то нельзя пойти и купить: поставка серверов занимает от двух и более месяцев, сетевое оборудование можно ждать и девять месяцев. Потом все это нужно смонтировать, добавить нужные сервисы.
Александр Тугов
директор по развитию услуг Selectel

Как решить проблему с серверами? Воспользоваться услугами профильной компании. Например, Selectel, который предоставляет облачные инфраструктурные сервисы и услуги дата-центров, собирает более 1000 серверов в месяц. «Быстро собрать десяток серверов для клиента не проблема», — говорит Тугов. При этом, по его словам, когда спрос падает, необходимость в дополнительных серверах пропадает. Как правило, при этом компании все равно вынуждены держать их на балансе. По сути, это замороженные инвестиции. К тому же необходимы сотрудники, чтобы заниматься этим оборудованием. В случае со сторонним поставщиком от лишних серверов можно отказаться в любой момент. 

 

Для огромного количества компаний IT-инфраструктура является одним из самых критичных моментов. И речь, конечно, не только про дополнительные серверы. Вопросов намного больше. Взять выделенные серверы или воспользоваться облачными сервисами? Нужны ли дополнительные сервисы — VMware, CDN, защита от DDoS — и как правильно их настроить? Сколько специалистов нанять в штат? По словам Тугова, если передать эти вопросы на аутсорс, то такие компании, как Selectel, могут профессиональнее справиться с задачами и предложить клиенту решения — у них больше компетенций.

Мы часто подсказываем клиентам, если конфигурация, которую они самостоятельно составили, неоптимальна или если они могут столкнуться с другими трудностями. Мы вместе стараемся найти лучшее решение с точки зрения сервисов и цены.
Александр Тугов
директор по развитию услуг Selectel

Другой вопрос — как выбрать сервис-провайдера? Услугами Selectel, например, пользуются многие крупные компании, среди которых «Ситимобил», ПИК, Skyeng, RetailCRM, Ostrovok.ru. Мы спросили у них, зачем им понадобились услуги Selectel и какие критерии важны для них при выборе партнера.

ПИК

Зачем аутсорсинг: Мы еще в 2018 году задумались о переводе значительной части сотрудников на удаленную работу. Так, например, мы могли бы нанимать проектировщиков из регионов. Но для этого нам нужны были дополнительные серверы — сервисы для проектирования требуют больших мощностей. В 2020-м ситуация усугубилась, и на удаленку пришлось перевести всех офисных сотрудников.

Selectel закрыл для нас проблему большой инвестиционной фазы на росте компании. Иначе нам пришлось бы купить себе очень много оборудования в самый кризисный момент, а так мы его взяли в аренду. Это дает нам гибкость в росте, уверенность в правильности трат. Из плюсов — на арендной инфраструктуре возможно менять конфигурацию на ходу. Для нас это ценно. Если мы понимаем, что есть более классные видеокарты, процессоры, память или диски, то можем поменять. В случае покупки своего оборудования мы бы делали это за дополнительную плату.

Критерии выбора: Мы много кого «щупали», но никто не готов был быстро стартовать. И цены были очень неприятными. Для нас важна цена, а еще лояльный и быстрый партнер с малой бумажной волокитой. Сейчас Selectel занимается с нами R&D — дает нам для экспериментов нужные «железки».

Ситимобил

Зачем аутсорсинг: Наша компания сейчас переживает бурный рост, который требует постоянного масштабирования. И решающим фактором для нас является скорость поставки серверов. Мы стараемся переводить расходы в OPEX, поэтому вариант сделать самим и увеличивать долю CAPEX не рассматривали. Преимущество в том, что в любой момент мы можем отказаться от использования серверов и при этом нам не нужно задумываться о хранении, транспортировке, утилизации, а также о постоянном присутствии инженеров на площадке.

Критерии выбора: На рынке есть другие игроки, но никто из них не нацелен на услугу выделенных серверов, которая нам нужна. У них нет соответствующих панелей управления, других побочных сервисов — например, возможности управления сервером. Также эти игроки проигрывают в сроках поставки серверов — в среднем шесть-восемь недель. Selectel выигрывает в сроках поставки серверов, в обширном наборе сопутствующих сервисов — VMware Cloud, S3-совместимое облачное хранилище, DNS-хостинг. Мы можем масштабироваться за счет облака тогда, когда своих мощностей не хватает.

Skyeng

Зачем аутсорсинг: Selectel — наш арендодатель серверов и сопутствующих услуг (сеть, защита от DDoS). Skyeng активно растет на протяжении уже семи лет, годовой рост от 200%. Рост бизнеса сопровождается аналогичным ростом потребления железа. В начале существования компании мы приняли принципиальное решение не делать того, что за нас могут сделать другие, чтобы не тормозить свой рост. Мы не верим, что можем сами быстро сделать намного лучше, зато уверены, что потратим много времени.

Критерии выбора: Skyeng арендует мощности в Selectel уже более четырех лет. За это время компания выросла более чем в 50 раз. В 2016–2018 годах случались проблемы с сетевой доступностью серверов, но такое бывает у всех. Последние два года подобной проблемы не было. У Selectel неплохая защита от DDoS. Она несколько раз нас выручала. Готовые серверы могут быть доступны уже через час. Серверы с произвольной конфигурацией делаются всего несколько дней, не больше недели.

Ostrovok.ru

Зачем аутсорсинг: До перехода на Selectel мы несколько лет работали в облаке и пользовались услугами Amazon Web Services, где большую часть проблем за нас решал провайдер услуг. В 2016 году мы задумались о смене провайдера — хотелось оптимизировать расходы и использовать ресурсы эффективнее. Важным фактором, сыгравшим в пользу перехода, стала чрезмерная привязка к поставщику. Какое-то время мы были сильно зависимы от технических решений Amazon, что, с одной стороны, предоставляло удобство и легкость разработки, но с другой — сковывало, если возникала необходимость выхода за рамки обычного использования. 

Критерии выбора: Советы друзей, как правило, влияют на выбор лучше любой рекламы. В нашем случае так и получилось: среди знакомых оказались клиенты компании, которые дали хорошие отзывы о работе. На встрече с представителями провайдера мы сразу подробно обсудили, насколько гибкой может быть инфраструктура, как быстро могут внедряться нестандартные, но необходимые нам решения. Selectel был готов меняться и расти вместе с нами. Нам также было важно иметь хорошую связь с партнером, чтобы оперативно решать возникающие проблемы и обсуждать планы реализации новых решений. Для налаживания обратной связи в компании создали отдел Customer Care, с которым мы можем взаимодействовать в режиме 24/7.

 

Наш переезд в Selectel был длительным и занял около полутора лет. Сначала мы перевезли самые дорогостоящие и нагруженные сервисы. Затем уже в спокойном режиме, параллельно решая другие задачи, перевозили по одному-трем сервисам в месяц. Во время переезда мы столкнулись с некоторыми трудностями. Во-первых, отказ от облачного решения в пользу self-hosted означал, что теперь нам предстоит больше самостоятельной работы в части первоначальной настройки оборудования, мониторинга и масштабирования. Во-вторых, сложность была связана и с vendor lock. Уйти от поставщика бывает порой совсем не просто, особенно если вы глубоко интегрированы. 

RetailCRM

Зачем аутсорсинг: На старте мы пользовались услугами Amazon Web Services. Но в 2014 году случилось два важных события: резко вырос курс доллара и были приняты поправки 152-ФЗ, обязывающие хранить персональные данные россиян на территории нашей страны. Тогда мы решили переехать с зарубежного облачного хостинга в Selectel на выделенные серверы. В итоге решение оказалось очень правильным, наши затраты на услуги провайдера снизились в два раза, а производительность системы при этом выросла тоже в два раза.

Закупку собственных серверов мы изначально не рассматривали. Такой подход вынуждает держать на балансе большое количество оборудования и требует довольно больших единовременных затрат на их закупку. Это плохо вписывается в нашу «экономику», так как мы SaaS-проект с подписной моделью. Аренда серверов, наоборот, очень хорошо укладывается в нашу модель. Помимо этого, подход с закупкой серверов накладывает дополнительные географические ограничения на поиск инженерных кадров, которые будут обслуживать оборудование.

Критерии выбора: Когда мы выбирали провайдера инфраструктуры, у нас были определенные требования к услугам. Мы анализировали рынок, смотрели отзывы и репутацию. С учетом этих факторов остановились на Selectel. Специалисты Selectel на подготовительном этапе детально проконсультировали нас и помогли выработать план переезда. Переезд RetailCRM в Selectel занял пару месяцев. Активная фаза прошла за две недели. На тот момент вся инфраструктура укладывалась в десять серверов. Конечно же, это было только начало. RetailCRM растет в полтора-два раза каждый год, и сейчас работу нашего проекта обеспечивают уже около 150 серверов. Нам подходят стандартные конфигурации серверов, которые предоставляет Selectel. А то, что приходилось заказывать в виде «произвольной конфигурации», с учетом нашей обратной связи, спустя время, также появилось в виде типовых сборок. 


* На правах рекламы