Рефлексия и поиск аналогий: что должен уметь топ-менеджер

Пандемия заставила всех жить и работать в условиях неопределенности. Почему этот навык будет востребован на годы вперед и чему еще стоит сегодня учиться топ-менеджеру, рассказывает Ашот Сеферян, директор программы Executive MBA ИБДА РАНХиГС — первой российской программы, занявшей 52-е место в самом престижном мировом рейтинге программ Executive MBA газеты Financial Times в 2020 году.

Это не вирус, все серьезнее

В сложившейся в мире ситуации неопределенности многие участники бизнес-сообщества винят коронавирусную пандемию и рассчитывают вернуться к привычным бизнес-схемам, когда она закончится. Позволю себе усомниться в правильности расчета. На мой взгляд, пандемия стала последним триггером трансформации, которая началась еще в конце 1980-х — начале 1990-х.

Поясню на простом примере. В те годы получение экспертного мнения по любому вопросу (даже в одном городе) было длительным и трудоемким процессом. Любой запрос оформлялся в письменном виде и отправлялся обычной почтой. С момента отправления письма и до получения ответа проходило 15–20 дней. В сегодняшних реалиях аналогичная процедура займет лишь несколько часов.

Но не технологии изменили нашу жизнь. Мощные компьютеры и гаджеты появились только лишь потому, что изменились наши потребности. Появилась необходимость принимать оперативные решения, которые учитывают множество факторов, держать которые в голове проблематично. 

Мы стали масштабнее мыслить. Глобализация не раз случалась за историю человечества. Просто нынешняя совпала с бурным развитием технологий, которые позволили нам быстрее летать, легче общаться, учитывать больше данных. Чаша была почти полна, и тут пришел коронавирус.

Мы до сих пор привыкли разделять бизнес и жизнь, но на деле они тесно переплетены

Буквально за пару недель мы перешли на удаленный режим работы, засели дома и взглянули на все иначе. Переход получился слишком резким, но он не противоречит процессу трансформации и лишь констатирует смену эпох.

Эпохи не меняются за один день или год, это долгий процесс. Ренессанс рождался на руинах Средневековья, по-моему, полтора века. Пока же безымянная «новая реальность» требует других подходов.

Сценария больше нет

Как говорит историк Юваль Харари, человек мыслит образами, а не цифрами, фактами и формулами. Сейчас перестали работать старые образы и алгоритмы, которые были эффективны еще в начале нулевых. Даже на бытовом уровне. Например, выезжая утром на работу, вы планируете день определенным образом. Но на трассе привычно встаете в пробку и опаздываете на важную встречу. Вы пытаетесь обсудить по телефону часть повестки несостоявшейся встречи, возникает много дополнительных вопросов. Если вы посмотрите на свой план в конце дня, то увидите, что реализовать удалось меньше половины от задуманного и то — в совершенно другом порядке.

Множество сценариев, постоянная их корректировка с учетом новых входящих характерна для современного бизнеса. Если раньше мы могли себе позволить потратить полгода на разработку стратегии развития компании и потом реализовывать ее в относительно стабильной экономической ситуации, то сегодня у нас просто нет этого времени. Все меняется на глазах. Есть относительно понятный сегодняшний день и абсолютно не понимаемое завтра. В каждый конкретный момент мы видим несколько возможных вариантов. Мы пробуем один, но на следующем этапе снова должны выбирать из нескольких вариантов. Не факт, что на какой-то из итераций мы не развернемся и не решим откатить все назад, чтобы пойти другим путем.

Фото РАНХиГС
Фото РАНХиГС / Фото РАНХиГС

В таких условиях не работает старый способ решения проблем: взял подходящий инструмент маркетинга, финансов или чего-то еще, правильно совместил их друг с другом и все в порядке. Сейчас нужны другие подходы и инструменты, выходящие за рамки одной функции. Для этого вы должны либо привлекать множество экспертов, либо сами стать экспертом во многих областях. Возникает ситуация, при которой эрудированность — ваша личная или коллективная — становится критически важным аспектом, как и ваш общий интеллектуальный уровень. Умение найти подходящие аналогии — из экономики, лингвистики, истории, поведенческой психологии или любой другой области — может оказаться ключевым для бизнеса. «По образу и подобию», говорилось в Писании, так вот, образ — это ваше видение, а подобие — это то, что вам подсказывают аналогии.

Знание — сила

Мы до сих пор привыкли разделять бизнес и жизнь, но на деле они тесно переплетены. Множество аналогий из довольно неожиданных областей позволяют вам сформировать новый взгляд. Вы вдруг обнаруживаете параллели между бизнесом и литературой, живописью, спортом, естественными науками.

К примеру, далекая от сегодняшнего дня тема — история мировых модернизаций — вдруг неожиданно может подсказать возможные пути развития региона или отрасли. Именно такой интересный курс на программе Executive MBA позволяет слушателям учиться многофакторному системному анализу внешней среды. Почему, например, Нидерланды, не имеющие ни полезных ископаемых, ни плодородной земли, вдруг стали глобальной державой, территории колоний которой в разы превосходили ее собственную? При этом голландцы торговали по всему миру, и именно у них появилась первая биржа. Или почему Польша с богатейшими землями долгие годы не могла сложиться как эффективное государство, а вот у соседней Пруссии это получилось? Ответы на эти вопросы дают понимание, что для развития какого-то региона или конкретного бизнеса главное — найти уникальную стратегическую возможность и определить пути развития. И для этого необязательно наличие нефти и газа.

Часто новый взгляд или новые мысли появляются благодаря новому опыту. Например, небольшое восхождение в горах и ночь в палатке под звездным небом. Или погружение в чужую культурную среду: не туристическая экскурсия на Кавказ или в экзотические страны, а неделька, проведенная рядом с местными, дабы понять их образ жизни и поведения. Но такой опыт — во многом дело случая. Для того, чтобы систематически повышать свою эрудированность, находить аналогии и благодаря им обновлять взгляд, нужно постоянно учиться.

Групповая рефлексия

Зачем идет учиться состоявшийся человек? В идеале он должен наметить цели и задачи, а может быть, даже мечту, реализация которой принесет благополучие ему, его семье и окружающим. Например, он создаст новые рабочие места, повысит инвестиционную привлекательность региона и так далее.

Можно считать, что такое под силу лишь редким визионерам вроде Стива Джобса, и этому не научить. Но, во-первых, Джобс не родился с идеей создать iPhone. Он пришел к этому через многие итерации. Так же, как Сергей Брин и Ларри Пейдж с Google или Джефф Безос с Amazon.

Главная наша задача — не просто научить чему-то, а инициировать вопросы, на которые пока нет ответа

Во-вторых, для создания любого бизнеса, проекта нужно видение. Без него невозможно запустить, например, производство сыра на ферме под Липецком или спортивного оборудования в Карелии. Научить видению, может, и нельзя, но подвести к нему можно.

Этого не дают краткосрочные курсы, обучающие конкретному ремеслу. Накачать информацией важно школьников и студентов, у которых нет жизненного опыта. Для взрослых людей новая информация в образовательном процессе должна быть лишь направлением, рамкой для рефлексии и дискуссии.

Важнейшая задача бизнес-школы — обучение грамотной рефлексии. При правильном модерировании рефлексия участников общей дискуссии, где у каждого свой уникальный опыт, может дать очень хорошие всходы. Не стоит делить опыт на личный и профессиональный — это жизнь во всем ее многообразии. Человек должен понять связи между изучаемыми дисциплинами, а в идеале выйти за рамки своих представлений.

Только представьте себе разнообразные дискуссии со слушателями программы, всегда готовыми выйти за рамки традиционных шаблонов! Например, в курсе «Режиссура как инструмент менеджмента» мы обсуждаем деловой кейс по мотивам чеховского «Вишневого сада»: что делать собственнику большого участка, как совместить интересы бизнеса и этические аспекты в современном обществе.

Главная наша задача — не просто научить чему-то, а инициировать вопросы, на которые пока нет ответа. Стратегическому мышлению можно научить. Важно не передать знания, а заставить думать, создать «правильную» рамку для размышлений о себе, своей жизни, своих целях, способах их достижения, наконец, о смысле собственной жизни. Как сказал один из наших выпускников: «Мне было важно выпрыгнуть из своей коробочки и понять, что есть другие коробочки и есть что-то большее за их пределами». Это и есть развитие личности — рефлексия в группе, стимулирующая развитие каждого.

Возможно, это даже не вполне верно называть образованием. Это взаимодействие двух групп профессионалов (слушателей и преподавателей-экспертов), из которого можно черпать познание, как из бездонного колодца. Мы даем возможность делать это бок о бок с людьми со схожим образом мыслей, обладающими широким кругозором, развитым интеллектом и гибкостью ума, под предводительством лучших из лучших. Это как играть в высшей лиге: в нашем случае это означает получать эталонное образование для топ- менеджеров в лучшей отечественной школе бизнеса, признанной мировым образовательным и деловым сообществом. 

Подтверждение моих слов пришло в самом начале декабря 2020, когда газета Financial Times опубликовала рейтинг лучших школ бизнеса Европы, где ИБДА РАНХиГС, впервые попав в этот престижнейший список, сразу оказалась в его середине, на 58-м месте. Теперь то, что мы идем верным путем, подтверждает не только самая престижная международная аккредитация AACSB, аккредитации АМВА, но и включение в элитный список лучших школ бизнеса Европы.


* На правах рекламы